Непримиримый противник Юрия Лужкова - депутат Госдумы Александр Лебедев в конце прошлой недели получил неожиданное предложение от московского правительства: возглавить в столице дорожное строительство.
Письмо на этот счет ему направил новый первый зам. мэра руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков. "В связи с вашими неоднократными заявлениями в средствах массовой информации по поводу актуальных проблем в сфере городского хозяйства Москвы и, в частности, качества дорог и организации движения транспорта, носящих явно патриотический и гражданский характер, мы, посоветовавшись со своими коллегами, приняли решение предложить вам возглавить департамент стратегического развития дорожных магистралей города Москвы, который создадим целенаправленно для реализации ваших проектов", - говорится в нем. Газету же "Пробка", как известно, выпускаемую и финансируемую Лебедевым, столичные власти предложили ему сделать "ведомственным изданием вновь создаваемого департамента". Одновременно правительство Москвы гарантирует, что на создание новой структуры "будут выделены средства в объеме 25 миллионов рублей", которых, как неоднократно заявлял депутат-банкир, вполне достаточно для решения многих московских транспортных проблем.
Фельдпочта доставила письмо адресату в четверг, а уже в пятницу на Тверскую, 13, поступил ответ. "С радостью приступил к выполнению обязанностей руководителя Департамента стратегического развития дорожных магистралей г. Москвы"...Правда, оказывается - лишь на общественных началах. "Вопросы бюджетирования на данный момент полагаю второстепенными", - пояснил Лебедев. А в своем блоге в "Живом журнале" он пишет: "Не нужны мне эти 25 миллионов, так как готов сам заплатить в десять раз больше, лишь бы избавить нас от того дорожного кошмара, в котором все мы живем".
И вот теперь уже два дня политики и политологи спорят о том, что стоит за этим диалогом. Очередное политшоу? Стремление властей задушить оппонента в объятиях, как заявляет сам Лебедев? "Ничего подобного, - прокомментировал ситуацию по просьбе "РГ" пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой. - Желание одно: действительно использовать все силы и возможности в решении одной из самых серьезных проблем в городе. До сих пор Александр Лебедев лишь критиковал все попытки столицы справиться с пробками на дорогах. Сейчас ему сказано: давай помоги родному городу!" "У кого конкретно родилось такое неожиданное предложение?" - поинтересовался корреспондент "РГ". - "У мэра", - пояснил Цой.
По мнению депутата Госдумы Александра Хинштейна, это сильный ход со стороны Лужкова. "Если Лебедев откажется, то это будет означать, что он гораздо слабее Лужкова... Если он реально хочет конструктивной работы, то он найдет ее в большом объеме. Если же хочет просто публичности через конфликты, то это путь в никуда".
Пока о том, чего депутат хочет, остается лишь догадываться. Хотя бы потому, что серьезное предложение принять участие в проблеме, которая, если верить словам, волнует Лебедева на протяжении многих лет, он обсуждает в основном лишь в СМИ. Идеи же по решению этой проблемы, изложенные в многочисленных интервью, увы, свежестью не блещут. Например, он утверждает, что для того, чтобы развивать улично-дорожную сеть, необходимо остановить точечно-уплотнительную застройку города. А что еще делает Юрий Лужков, объявивший бой точечным объектам сразу же после своей инаугурации минувшим летом? О результатах этой борьбы с адресным списком в руках глава стройкомплекса Владимир Ресин докладывает журналистам чуть ли не каждую неделю. Пункт второй в письме Лебедева посвящен необходимости приоритета общественного транспорта над автомобильным, в частности поддержки трамвайного и троллейбусного движения. Но и на этот счет у московских властей на ближайшем заседании городского правительства будет утверждаться целевая программа. Да и обещанные Лебедевым деньги - 250 миллионов рублей на фоне вкладываемых городом ежегодно 80 миллиардов рублей - выглядят тоже не очень обнадеживающе.
Впрочем, более конкретную программу своей работы в правительстве Москвы Александр Лебедев пообещал прислать Петру Бирюкову как раз сегодня, 1 октября. Параллельно он предложил ему принять участие в организованном им выездном заседании экспертного общественного совета, посвященного проблемам транспортного сообщения столицы, которое депутат намерен провести в автобусе. Конечно же, элементов игры в этих переговорах пока невозможно не заметить. Примет ли Бирюков его - пока неизвестно. И все-таки: одно то, что непримиримые политические противники повели диалог на важнейшую для жизнедеятельности города тему, дорогого стоит. Шутка шуткой, а глядишь, и в самом деле превратят двойной тягой Москву в город "исключительно качественных дорог и свободного передвижения транспорта", о создании которых говорится в письме Петра Бирюкова.