Лидер джазовой группы "Арсенал": Я отказываюсь от предложений сыграть на открытом воздухе

Знаменитый саксофонист, композитор и писатель, чья книга "Козел на саксе" стала бестселлером, - человек многих талантов. А руководимый им джазовый "Арсенал" - старейшина на отечественной сцене - бессменно популярен уже 34 года. Единственное направление творчества, с которым у Алексея Козлова не очень складывается - кинематограф.

В современном кино крайне редко звучит джаз. Хотя именно эта музыка была бы крайне органична, например, в мелодрамах или фильмах-путешествиях. Впрочем, лидер и законодатель моды в современном джазе Алексей Козлов и его "Арсенал" завтра дают большой сольный концерт не где-нибудь - а в киноклубе Эльдара Рязанова "Эльдар". Значит ли это, что "лед тронулся"? С этой темы началась наша беседа с мэтром отечественного джаза и джаз-рока Алексеем Козловым.

Российская газета : Почитатели джаза ожидают, что в кино-клубе "Эльдар" вы сыграете музыку, которая вскоре прозвучит и в кино.

Алексей Козлов : Может так и случится  - это решать кинорежиссерам. Но пока никаких предложений у меня нет, а в последний раз я писал музыку для фильма еще в 1995 году. Сейчас кино перешло в руки другого поколения, новые режиссеры и продюсеры приглашают в качестве композиторов своих знакомых. С этим ничего не поделаешь. Не буду давать оценки: хорошо это или плохо. Но пока джаз из кинематографа почти исчез, увы.

РГ : Как вы сами, профессионал, смотрите фильмы: следите за сюжетом или в первую очередь - обращаете внимание на саундтреки?

Козлов : Если музыка сочинена органична, то я ее как бы и не слышу. Но я предпочитаю качественное кино. В первую очередь - производства телекомпании и канала "Хоум Марк", которые снимают много гуманных и содержательных фильмов. Вот у них музыка и сюжет - неотделимы друг от друга. Как и должно быть. А наши поделки-сериалки никогда не смотрю.

РГ : Многие ваши коллеги регулярно выступали летом на джаз-фестивалях. Почему "Арсенал" не сыграл даже на самом престижном - "Джаз в саду "Эрмитаж"?!

Козлов : Да, я отказываюсь от предложений сыграть на открытом воздухе. Это технически очень сложно. Мы играем фьюжн и фанк. В том же "Эрмитаже" за один день на сцене оказываются шесть-семь коллективов. Акустический джаз так можно играть. А нам - в "электричестве" - надо полдня настраиваться. И потом следить,  чтобы никто не сдвинул никаких ручек на пульте! Поэтому мы соглашаемся выступать на открытой площадке только сольно и в двух отделениях.

РГ : "Арсенал" всегда был экспериментальным полигоном для новых стилей. Но сейчас вы принципиально любите фьюжн, который, как принято считать, уже исчерпал свою амбициозность и популярность.

Козлов : Я считаю, что это - один из немногих видов джаза, который способен собрать массовую аудиторию. Фьюжн всегда стоял особняком,  ревнители традиционного джаза его и за джаз не считали. Но суть этой музыки, которую в свое время придумал Майлз Дэвис, от этого не менялась. Он сплавил фанк и атональную музыку, чем спас популярность джаза по крайней мере для нескольких поколений молодых слушателей. А последователи Майлза Дэвиса стали включать во фьюжн уже: этническую музыку, рок, классику. Фьюжн переводится как "сплав". И в этом весь смысл - эта музыка неоднородна. Что не всегда понятно и редко нравится представителя би-бопа, свинга - то есть чистого джаза. Но фьюжн еще себя далеко не исчерпал!

РГ : Звезда нынешнего электрического фьюжна Джон Маклафлин выпустил сильный альбом Industrial Zen, прибегнув к помощи приглашенных звезд: саксофониста Билла Эванса, гитариста Эрика Джонсона. Не намерены ли вы пойти по его стопам - создать супер-состав?

Козлов : Думаю, что четверо музыкантов с которыми я играю уже почти 10 лет очень хороши и менять их пока не собираюсь.

РГ : Исполнять прогрессивную музыку всегда не просто: первопроходцам приходится превосходить в мышлении и креативности тех, кто пойдет по их стопам. Когда вы переключались на восточную (индийскую, китайскую и бурятскую) музыку,  то требовали от участников "Арсенала" читать Махабхарату, книги по йоге, истории религии. Какими еще не банальными знаниями и навыками нынче обладают музыканты ансамбля?

Козлов : Период увлечения восточной музыкой у нас остался, хотя уже в более сдержанных рамках. Теперь она  фрагментарно включается  в наши композиции. Творческий метод "Арсенала" - пост-модерн. Мы предпочитаем нарочитую смесь разных музыкальных жанров. Эдакий коллаж из маленьких музыкальных отрезков, неожиданно соединенных между собой. В развитии композиций меняются стили, ритмика... Что касается "культпросвета", то я понял, что ошибался. Воспользовался тогда положением начальника и заставлял музыкантом читать философскую литературу. Однако вскоре убедился, что насильно навязывать духовные знания - пустое дело. Ведь гуру на Востоке тоже ничему никого никогда не заставляют. Если люди сами не готовы - заставить их нельзя. Вот и у нас в "Арсенале" - музыканты сделали вид, что тоже полюбили восточную музыку, хотя искренне это сделали только некоторые, а остальные играли так - "из-под палки". Словом, пользы не было. И я прекратил воспитывать коллег, предоставив им право самим выбирать. Единственное, что требую неукоснительно - отказываться от алкоголя во время гастролей. Вот с этим у нас жестко, такой навык сохраняется.

РГ : Не легко, наверное, поскольку организаторы гастролей часто устраиваются банкеты, масса поклонников - в том числе из местной элиты - жаждет выпить с музыкантами "за успех" и "из уважения"…

Козлов : В последних составах "Арсенала" подобрались такие люди, что им даже не надо напоминать про "сухой закон" - настолько мы всегда  все заняты, репетируем. Тем более, когда нынешние музыканты шли в "Арсенал" - они уже знали, чем там будут заниматься. Поэтому "сухой закон" работает сам собой.

РГ : Вернемся к музыке. Почему "Арсенал" в отличие от иных ансамблей так и не увлекся наиболее выгодным ныне коммерчески джазовым субстилем - smooth jazz - то бишь "грациозный, плавный джаз"?! Его звезды нынче очень популярны: Кэнди Далфер, Мэхэн, Acoustic Alchemy, другие.

Козлов : Да, есть такой облегченный джаз. Но я его даже не слушаю, поскольку он очень бессодержательный. И уж слишком там все красиво и прилизано.Это такая при-Голливудская музыка, особенно модная нынче в Калифорнии и Нью-Йорке. Ну, зарабатывают люди деньги. Ко мне это не имеет никакого отношения.

РГ : Несмотря на регулярную занятость на гастролях, в эти выходные в Доме музыки вы начали читать лекции о творчестве звезд мирового джаза. Зачем вам это?

Козлов : Всего лекций будет шесть - под общим названием "Гиганты джаза": Армстронг, Эллингтон, Паркер, Коулмен и Майлз Дэвис. Все они пройдут с "живыми" музыкальными иллюстрациями, сыгранными со сцены. Мне такое очень интересно. Сделаю я цикл лекций и по гигантам рок-музыки. Однако найти  у нас соответствующих исполнителей, которые могли бы "один в один" иллюстрировать произведения классиков рока, оказывается, -  намного сложнее, нежели в джазе.