02.10.2007 02:00
    Поделиться

    Политические ток-шоу вернулись на ТВ

    В эфир вернулись все сколько-нибудь известные общественно-политические ток-шоу. Для их ведущих работа в этом сезоне предстоит адовая и рискованная, если судить уже по первым выпускам этих программ.

    Знакомые все лица

    Ударное и забористое ток-шоу "К барьеру!" с первых выпусков обратилось к проверенным бойцам-дуэлянтам - к Проханову и Жириновскому... Кто следующий? Митрофанов?... Веллер?.. Кургинян?.. Шандыбин, который после продолжительного отсутствия возвращается на политическую сцену?..

    Ор и взаимные оскорбления у барьера и вокруг - естественная среда обитания оппонентов и форма их общения на этом шоу. За это передачу и любят, и ценят. Тем более что в последний раз между "Яблоком" и ЛДПР чуть не случился мордобой.

    Случился бы, передачу пуще прежнего полюбили. Что касается партийных имиджей, то здесь, на мой взгляд, произошло некоторое их выравнивание. Демократы из команды Явлинского мало чем отличались от настырных либерал-демократов Жириновского. Та же агрессивность и такая же вульгарность. Видимо, "яблочники" решили: с жириновскими жить - по-жириновски... полемизировать.

    И "Яблоко" обзавелось своим боевым генералом, сделавшим несколько угрожающих шагов в сторону Жириновского, чтобы набить ему морду. У того на лице отразилось некоторое смятение чувств, поскольку генерал был крупногабаритным, а рядом с ним, с Жириновским, не было его верного телохранителя и боксера Малышкина. Впрочем, Владимир Вольфович, увидев, что генерала слегка успокоили и усадили на место, снова осмелел, снова возвысил голос.

    Самое забавное, что в зрительском голосовании Жириновский проиграл, зато ему отдало победу интеллигентное жюри. Интересная инверсия. Что бы она значила?

    В другом противостоянии правых (Немцова) и левых (Проханова) народ отдал предпочтение последним. Но что примечательно: и здесь по части стилистики спора произошло сближение сторон - Немцов в злоречии не отставал от Проханова. А в содержательном отношении даже случилась рокировка - известный критик властей принял в чем-то их позицию, тогда как лидер СПС, будучи всегда умеренным критиком исполнительной власти, взял на вооружение риторику коммунистов в обличении ее.

    Мало нам идеологической неопределенности самих партий, неинтересности их лидеров, так нам еще, судя по всему, предстоит созерцать в продолжении нескольких месяцев политических шоуменов с общим выражением лица. Вся надежда партий на аренду узнаваемых физиономий.

    В очередь к пародисту

    В телефильме, посвященном творческому пути Максима Галкина, Михаил Жванецкий задался вопросом на засыпку и герою и всему ТВ: не пора ли начать пародировать лица с неизвестными фамилиями?

    "Максик", как назвал Галкина Константин Эрнст, ответил своему старшему товарищу по юмору лекцией о механике успешной пародии. Вся тайна в том, чтобы у "объекта" был бы специфический тембр голоса, характерные жесты, выразительная мимика, еще какие-нибудь индивидуальные приметы... Сгодятся и дефекты речи - заикание, слова-паразиты. Нервный тик тоже позволил бы человеку выделиться из толпы.

    Иными словами, секрет таков: чтобы стать широко известным, надо быть уже известным. Голосом Жванецкого подытожил Галкин свое научное изыскание девизом: "Будем раскручивать раскрученных".

    Иного вроде действительно не дано. Хотя как сказать... Пародия не всегда была только средством популяризации. Она была еще и формой художественной критики. Иногда убийственной.

    Известный пародист советской поры Александр Иванов сделал себе имя, работая с текстами малоизвестных или почти неизвестных рифмоплетов. Еще раньше в том же ключе и с той целью работал Александр Архангельский. А еще раньше - Козьма Прутков. И только в век шоу-бизнеса жанр пародии был окончательно и, видимо, бесповоротно утилизирован как пиар-технология. Вместе с тем он приобрел вес как разновидность паразитологии. Объект пародии и ее субъект вступили в деловые, взаимовыгодные сношения. Им теперь нельзя друг без друга.

    Форматы травести

    Давно ли Галкин зарабатывал на имитациях политиков; теперь они не против занять у него толику популярности. Теперь они стоят к нему в очередь.

    Есть и другие форматы травести к выгоде политического деятеля.

    Тот же Жириновский, откричавшись у "Барьера", поспешил на молодежный канал ТНТ, в "Комеди клаб", где он в ядрено-лимонном пиджаке попал под обстрел язвительных вопросов гламурного Павла Воли.

    Нет, за проходимость в Думу ЛДПР я не беспокоюсь - Владимир Вольфович еще засветится в шоу "СТС зажигает суперзвезду", сверкнет у Малахова на красном диване, поскандалит у Шевченко на овальном манеже, и семипроцентный барьер перемахнет играючи. Не волнуюсь и за "Единую Россию" - у нее есть харизматичный Михаил Леонтьев. "Справедливая Россия" обзавелась Алексеем Митрофановым, в недавнем прошлом дублером Жириновского. Переживаю я за КПРФ. Как всегда будет скучен Зюганов. Актерская слава коммунистки Елены Драпеко растаяла, а слава политического мыслителя ее еще не догнала. Человек с трубкой, Станислав Говорухин, некогда симпатизировавший Зюганову, давно уже работает на "ЕдРо". А тут еще и профессиональный пролетарий Шандыбин переметнулся в аграрии. Ситуацию мог бы скрасить коммунист Сергей Доренко, но, боюсь, руководство КПРФ не рискнет его позвать в телеэфир.

    Так что и в области политического балета придется раскручивать раскрученных.

    Сказка о мальчике "Максике"

    Так получилось, что нашему ТВ на этих днях довелось отпраздновать юбилеи мастеров культуры - 90-летие Юрия Любимова, 80-летие Олега Ефремова и день рождения Максима Галкина.

    Телевидение отдало должное мужеству и талантам первых двух художников и надавало авансов третьему.

    Тронуло откровение "Максика". Он же и признался, что идет той дорогой, которая выкладывается перед ним кем-то.

    Словом, перед нами документальная сказка о мальчике-колокольчике, который на наших глазах превратился в принца. И теперь он стучится в двери к Королеве.

    Я не сравниваю мастеров культуры. Я даже не сравниваю времена, в которых они жили и живут. Я думаю о том, как они соотносятся.

    Поделиться