В России бытует представление, что во внешней политике Москве легче иметь дело с республиканцами. Считается, что те прагматичнее демократов и меньше склонны к чтению нравоучений зарубежным партнерам. На самом деле демагогии и лицемерия в Вашингтоне хватало всегда. И нынешняя республиканская администрация с ее демократизаторскими проектами многим даст в этом отношении фору.
В своем недавнем выступлении на сессии Генассамблеи ООН нынешний хозяин Белого дома Джордж Буш привычно выставлял странам мира "оценки за поведение". Кубинский делегат позже сказал по этому поводу, что если бы с трибуны ООН говорил президент-демократ Альберт Гор, а многие до сих пор считают, что на выборах 2000 года в США победа была у него "украдена", то речь шла бы скорее всего о борьбе с глобальным изменением климата.
В отношениях с Россией команда Буша начала с выхода из Договора по ПРО, а заканчивает планами развертывания компонентов стратегических противоракетных систем в Чехии и Польше. Надежды на реальное партнерство, родившиеся после чудовищных терактов 11 сентября 2001 года, когда Россия без колебаний протянула Америке руку помощи, в целом остаются нереализованными.
Мобилизуя перед выборами своих сторонников внутри страны, лидеры обеих ведущих партий США пугают их возможным успехом противника. Республиканцы в последнее время наперебой расхваливают Хиллари Клинтон. Даже сам Буш, нарушив давнее обещание не комментировать ход предвыборной гонки, выразил уверенность в том, что супруга экс-президента дойдет до финала. При этом он, правда, добавил, что там она проиграет республиканцу. Зато вице-президент США Ричард Чейни, напротив, уверен, что силы сторон сейчас "примерно равны" и выборы могут окончиться "и так, и эдак".
Демократы в свою очередь стращают соотечественников тем, что Руди Джулиани - это "Буш-3", если не хуже. При этом они часто ссылаются на то, что одним из ключевых своих советников по внешней политике, в которой сам бывший мэр не силен, тот назначил 77-летнего политолога и публициста Нормана Подгореца. Для американских правых это культовая фигура, олицетворение идеологической победы в "холодной войне". Теперь престарелый антикоммунист с прежним пылом обрушился на нового врага - "исламофашизм" и Иран.
"Драматичный политический жест" Джулиани вызвал удивление. Популярный либеральный журнал "Нью-Йоркер" писал по этому поводу: "Подгорец - настолько неистовый неоконсерватор, что на его фоне даже Пол Вулфовиц, бывший первый заместитель министра обороны в администрации Буша и один из главных "архитекторов" вторжения в Ирак, кажется чуть ли не умеренным реалистом".
Влияние Подгореца сильно чувствуется в предвыборной внешнеполитической программе Джулиани, опубликованной им в виде статьи в последнем номере журнала "Форин афферс". Кстати, "внешнеполитическим реалистам" в ней достается на орехи за "слишком узкую трактовку американских интересов", самоустраняющуюся от "попыток реформировать международную систему в соответствии с нашими ценностями".
Вслед за Рейганом авторы программы в целом исходят из того, что "реалистичный мир может быть достигнут только через силу". Соответственно Джулиани предлагает увеличить армию США - для начала "как минимум на 10 новых бригад", форсировать создание эшелонированной системы ПРО, превратить НАТО в глобальную организацию, при необходимости - "уничтожить ядерную инфраструктуру" Ирана, быть готовыми к вмешательству на Кубе в случае смены руководства в этой стране, поставить перед палестинцами задачу "заслужить" собственное государство.
Все это, по его мнению, должно подкрепляться усилением американской разведки и агитпропа, активной дипломатической, экономической и культурной экспансией Америки. Джулиани, всегда скептически относившийся к ООН, предлагает не ждать от этой организации ничего, кроме "гуманитарных и миротворческих функций", но при этом сохранять в ней "лидерство" США.
Пожалуй, самый расплывчатый кусок программы, уместившийся в один абзац, посвящен России и Китаю. Претендент в президенты США считает, что отношения с этими странами "будут в обозримой перспективе оставаться сложными". Америка, по его словам, не стремится к возобновлению "холодной войны" и "должна искать общий язык" с Москвой и Пекином. Но при этом не должна "закрывать глаза на существующие с ними разногласия" или "молчать по поводу неконструктивного поведения или нарушений прав человека с их стороны". По мнению Джулиани, Вашингтону следует также убеждать Москву и Пекин в безальтернативности "продвижения к демократии, гражданским свободам и открытой и некоррумпированной экономике". Любопытно, что в составе группы внешнеполитических советников экс-мэра пока вообще нет специалистов по России и Китаю - тогда как по Ближнему Востоку их сразу несколько.
Возможно, конечно, что "сверхжесткость" Джулиани в вопросах внешней политики и международной безопасности - своего рода компенсация за его главный недостаток в глазах консервативных республиканцев - социальный либерализм, включая признание допустимости абортов. Президент Буш, кстати, по свидетельству "Вашингтон пост", на недавних закрытых встречах с прессой выражал некоторое удивление по поводу успехов Джулиани и советовал не сбрасывать раньше времени со счетов такого его соперника, как сенатор Джон Маккейн.
Подтверждением того, что республиканцам в нынешнем предвыборном сезоне явно недостает признанного вождя, были и мучительные колебания 64-летнего Ньюта Гингрича. До последнего момента он обсуждал условия своего возможного включения в предвыборную гонку, но все же спасовал. По словам знающих его людей, Гингрич убежден, что в нынешнем цикле борьбы за Белый дом победа демократов выглядит просто неизбежной. Но это повод для отдельного разговора.