03.10.2007 02:36
    Поделиться

    Алтайский край: пока девочка воспитывалась в детском доме, ее квартиру продали по поддельным документам

    В октябре краевые парламентарии должны окончательно утвердить закон о разграничении государственных полномочий по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Сегодня "опекунские" полномочия в большинстве городов и районов края исполняются в лучшем случае на "троечку". В этом журналисты "Российской газеты" смогли убедиться сами, когда побывали в Косихе в полностью разрушившемся доме 17-летнего Ромы Котыкова.

    Как уже писала "РГ" (№ 209 от 21.09.2007), детдомовец Рома Котыков, окончив в июне этого года училище в Камне-на-Оби, вернулся на родину в райцентр Косиха, где за ним был закреплен дом, но обнаружил только развалины. В местном отделе опеки только развели руками - мол, ничем помочь не можем. Поставили парня на временный учет на получение жилья вне очереди да пообещали годика через три дать общежитие. Казалось бы, действительно, чем взрослые из отдела образования и отдела социальной защиты могут помочь ребенку, у которого отец погиб, мать сидит за убийство, а дом разобрали на дрова? Однако по закону они обязаны сделать все, чтобы сирота не остался на улице. Сотрудники отдела опеки в Косихе должны были не только следить за сохранностью дома, но и использовать его в интересах сироты, то есть сдавать в наем, а доходы перечислять на счет подростка. Если же у ребенка, оставшегося без попечения родителей, нет жилья (или оно утрачено), то органы опеки должны запросить средства из федерального бюджета на его приобретение.

    Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Вадим Овчинников, к которому корреспонденты "РГ" обратились с Роминой проблемой, нашему визиту не удивился, поскольку практически ежедневно сталкивается с подобными нарушениями прав сирот. Только в сентябре на столе у уполномоченного оказалось более десятка подобных дел, за каждым из которых судьба и будущее одинокого ребенка.

    В Барнауле, например, произошел вопиющий случай: за сиротой было закреплено жилье, но квартиру умудрились продать, пока девочка находилась на воспитании в детском доме. Когда по просьбе родственников стали разбираться, как такое могло произойти, то выяснилось, что риелтор изготовил поддельные документы и квартира была продана без обременения. Сейчас, по словам Вадима Овчинникова, эту аферу расследуют в прокуратуре, на риелтора должно быть возбуждено уголовное дело.

    - Такое стало возможно только потому, что органы опеки не следят за сохранностью жилья, закрепленного за сиротами. Теперь представителям опеки придется подавать в суд, чтобы признать сделку о продаже квартиры недействительной и вернуть ее девочке. Мы будем держать этот вопрос на контроле, пока не удостоверимся, что квартира вернулась к ребенку.

    Свои права пытаются отстоять и сами дети-сироты. В Алейске на днях должно состояться второе заседание суда по иску молодой женщины, которая пытается восстановить свои права на получение жилья вне очереди. После детского дома девушка-сирота встала на учет в местном отделе опеки на получение жилья, однако прождав почти семь лет, она решила обратиться в суд. Тем более, что за это время сама успела стать матерью.

    - Я не могу предварять решения суда, но надеюсь, что оно будет положительным. Из беседы с главой города у меня также возникла уверенность, что права сироты будут восстановлены. Возникает только вопрос, почему этого не сделали вовремя, видимо, опять не доработали чиновники на местах, - считает уполномоченный по правам ребенка.

    Что касается Ромы Котыкова, то он благодаря помощи сотрудников Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и личному энтузиазму его начальника Марины Муравьевой переезжает к своей тете в Барнаул, которая согласилась взять его под опеку. Роман планирует поступить в училище, чтобы получить еще одну профессию. Сотрудники органов опеки в Косихе пообещали, что уже в следующем году к своему 18-летию подросток сможет получить положенные денежные средства на приобретение жилья.

    Самое печальное, что многие специалисты из органов опеки даже не подозревают, что именно входит в круг их обязанностей. В большинстве муниципалитетов опекунские функции исполняют отделы по образованию, реже органы соцзащиты. В лучшем случае в этих отделах есть один-два сотрудника, отвечающие за опеку, но, как правило, эти функции идут "довеском" к другим обязанностям специалистов, поэтому и воспринимаются как лишняя нагрузка.

    Сейчас государственные полномочия по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в ведении муниципалитетов, но с 1 января 2008 года они будут переданы на уровень субъектов Федерации, то есть администрации Алтайского края. При перераспределении полномочий можно было пойти двумя путями: создать новые органы исполнительной власти или делегировать полномочия уже существующим органам опеки на местах. В Алтайском крае, как и в большинстве других регионов страны, выбрали второй путь. Поэтому рассчитывать на то, что "старые" органы опеки вдруг начнут работать по-новому, не приходится. Во всяком случае, не в ближайшее время.

    На сентябрьской сессии алтайские депутаты приняли в первом чтении законопроект о делегировании части государственных полномочий органам местного самоуправления в городах и районах края. К передаваемым государственным полномочиям отнесены выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведение учета таких детей, устройство их в воспитательные учреждения или к опекунам, а также осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования.

    Проектом закона также предусмотрено, что один специалист органов опеки будет курировать 75 детей-сирот, состоящих на учете.

    Краевой бюджет планирует потратить в 2008 году на реализацию этого закона около 25,5 миллиона рублей, которые будут предоставляться муниципалитетам в виде субвенций.


    Комментарии:


    Вадим Овчинников, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае:

    - Мне часто приходится сталкиваться с нарушением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в части обеспечения их жильем, хотя действующее законодательство исключает возможность таких ситуаций. Я вижу две причины нарушений закона. Первая: невыполнение должностными лицами органов опеки и попечительства своих прямых обязанностей по закреплению жилья за детьми и его сохранению.

    Вторая причина: если за ребенком жилье не закреплено, то законодательством предусмотрено внеочередное выделение жилья или денежных средств для его приобретения. В краевом бюджете такие средства предусмотрены, и ежегодно они передаются в муниципалитеты. Так, по краевой целевой программе "Дети Алтая" в 2007 году на эти цели выделено 13,9 миллиона рублей. В проекте трехлетнего бюджета на последующие годы предусмотрено по 20 миллионов рублей. Это хорошие суммы, но они могли быть и больше, если бы муниципалитеты более активно занимались этими вопросами. И здесь мы опять сталкиваемся с качеством работы должностных лиц: в списке муниципалитетов, где ежегодно приобретается жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одни и те же районы за редким исключением. Их всего 10-15, а в остальных территориях края органы опеки не озабочены этой проблемой.

    С 2008 года функции по опеке и попечительству будут возложены на администрацию Алтайского края. Надеюсь, что это кардинально изменит ситуацию. Хотя и предполагается, что эти полномочия будут переданы в муниципалитеты, но управление и контроль будут краевыми.


    Николай Черепанов, заместитель главы администрации Алтайского края:

    - С передачей функций по опеке субъектам Федерации в крае этим направлением непосредственно будет заниматься управление по образованию и делам молодежи. Но планируется, что эти государственные полномочия вместе с краевым управлением будут исполнять соответствующие органы муниципальной власти. Мы делегируем не только полномочия, но и ресурсы, чтобы на местах могли исполнять свои обязанности по опеке детей-сирот и лишенных попечения родителей. В течение года-двух поработаем в таком режиме, а потом посмотрим, можно ли оставлять эту наработанную практику или нужно создавать отдельные органы исполнительной власти.

    Что касается тех случаев, когда нарушаются права детей-сирот, то это очень тревожные факты. Местная власть должна отреагировать на них немедленно, используя все имеющиеся у нее в распоряжении средства, начиная от временного жилья, с последующим предоставлением постоянного. Эти случаи мы возьмем на особый контроль и постараемся найти приемлемое решение.


    Справка "РГ"

    В 44 детских домах и 32 школах-интернатах воспитываются сейчас около трех тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них почти 90 процентов - социальные сироты, то есть дети, чьи родители либо сами отказались от их воспитания, либо были лишены родительских прав.

    Поделиться