Режиссер Евгений Понасенков: Спасение человека всегда в нем самом

Известный режиссер Евгений Понасенков - настоящий калейдоскоп различных дарований, что лишний раз подтверждает мнение: режиссура - профессия синтетическая. Несмотря на свой молодой возраст, он уже успел написать две научные книги, одна из которых - "Правда о войне 1812 года", поставить несколько нашумевших спектаклей и даже спеть концертную программу из оперных арий. Недавно он организовал собственный театр "Тайна".

- Первый вопрос к вам как к историку. Наша газета из номера в номер пишет о союзном строительстве, о том, что может дать нашим странам-соседям объединение. Ваше мнение о будущем России и Беларуси?

- Долгие традиции существования в рамках единого государства, а также схожесть менталитета составляют серьезную основу для нашего объединения. Я позволю себе ответить на ваш вопрос словами известного российского государственного деятеля XIX века Бенкендорфа: "Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно. Что же касается будущего, то оно выше всего..."

- Как у вас появилась идея организации собственного театра: ведь столько хлопот добавилось?

- Я вас сразу переспрошу: а как можно сегодня не создавать театра? Среди окружающего мира - это свой маленький рай, где жизнь идет по другим законам, где есть императив красоты. Я не приспособлен жить вне любви - вот и создаю себе любовный контекст. Кроме того, ощущаю ответственность за режиссуру. Оглядитесь: мы переживаем кризис театра. Всюду либо маргинальная, но модная "новая драма" со своими временщиками, либо антреприза с похабными спектаклями, о которые и глаз пачкать стыдно. Поколение Эфроса и Товстоногова кануло в Лету, Любимову - уже девяносто...

- Какой смысл вы закладывали в название своего театра "Тайна"?

- То чудо, которое происходит на сцене, вернее, как такое чудо случается, в том и состоит тайна. Почему в одном спектакле есть волшебство, в другом - нет? Как известно, театр вырос из древних мистерий. А у меня в жизни были десятки, если не сотни совершенно мистических случаев. Например, размышляя об одной своей театральной постановке, я почему-то решил, что мне на сцене, в реквизите нужен плод граната. Но в тексте пьесы этого нет. И вот, напряженно размышляя, я пришел на встречу с Тонино Гуэрра - легендарным сценаристом, соавтором Феллини, Антониони, Тарковского. Он стал мне подписывать свою книгу, как бы сканируя меня взглядом, а когда я вернулся домой и посмотрел дарственную надпись, то с изумлением обнаружил: вместо слов Тонино нарисовал плод граната на блюде!

- Вы, наверное, тяжело переживаете наступление эпохи массовой культуры?

- Грамотность еще не означает умения читать. Сегодня в почете дешевые детективы, несмешные юмористы, примитивные телесериалы.

- Но если все так тускло, то в чем же, на ваш взгляд, искать спасения?

- Спасение человека всегда в нем самом: он микрокосмос. Надо только настроиться на обратную перспективу и выйти за пределы местного, социального времени. Ищите истину в искусстве!