В следующем году на Москву потратят более триллиона рублей

Вчера впервые за всю историю гордумы депутаты приняли в первом чтении бюджет Москвы на 2008 год невиданного доселе масштаба: больше триллиона рублей на все расходы.

Приоритеты в расходах еще месяц назад утвердило правительство Москвы, и депутаты поддержали их. Их три: социальная сфера (включая строительство соцжилья и образовательных учреждений), капитальный ремонт и новые дороги. Но в то же время выяснилось: изменить социальную часть проекта бюджета и удвоить, например, городские доплаты к пенсиям, как предлагалось, вряд ли получится. По словам председателя Комиссии по социальной политике Михаила Антонцева, резкий скачок невозможен по той причине, что для этого надо менять методику расчета прожиточного минимума, а заодно и закон о потребительской корзине. Как известно, размер доплат напрямую привязан к прожиточному минимуму. Этот факт явно смущает большинство московских депутатов, и они не против пересмотреть формулу расчета потребительской корзины, которая де-юро не дает возможности региону по собственному желанию менять в разы объемы доплат к пенсиям и размеры социальных пособий. Однако Антонцев уверен, что проект бюджета уже сегодня социально сбалансирован: расходы на социальную политику по сравнению с прошлым годом увеличены на 26 процентов и составят в будущем году свыше 372 миллиардов рублей. В частности, расходы на финансирование доплат к пенсиям составят 34 миллиарда. Цель этих доплат; чтобы и дальше, как сейчас, ни один москвич не имел пенсию ниже прожиточного минимума в столице.

Серьезное неудовольствие у законотворцев вызвал тот факт, что в проекте нового бюджета прирост финансирования науки предусмотрен лишь на 7,1 процента.

Меньше всего же депутаты волновались по поводу, откуда возьмется тот самый триллион рублей. Их вполне убедили прогнозы департамента финансов Москвы и контрольно-счетной палаты Мосгордумы. В пояснительной записке к многостраничному документу финансисты сообщили, что стабильная ситуация на рынке цен на нефть и газ, а также положительная динамика роста доходов физических и юрлиц позволит получить дополнительные поступления по налогам. Они же, напомним, и составляют львиную долю доходности столичного бюджета.

И тем не менее Москва по-прежнему залезает в долги ( см. справку "РГ"). Вот и в 2008-м году расходы города на обслуживание долга запланированы в размере порядка 16 миллиардов рублей. Общий же объем госдолга Москвы с учетом новых заимствований к концу года составит, по прогнозам экономистов, около 212 миллиардов. Правда, председатель Бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов не видит в этом никакой опасности для экономики города:

"Экономическая ситуация на рынке такова, что мы должны реализовать те программы, которые необходимы для развития города и комфортной жизни москвичей, -сказал он корреспонденту "РГ". При этом столица не выходит за черту закона: согласно бюджетному кодексу город укладывается в предельную норму расходования средств на обслуживание долга в размере 15 процентов. А уровень дефицита к собственным доходам в 2008 году составит 12, 2 процента. Тем более что политика города такова, что долг частично гасится".

Справка "РГ"

Вчера в новой редакции был так же принят законопроект "О государственном долге г. Москвы". В обновленном законопроекте содержится определение государственного долга города, устанавливаются виды и срочность долговых обязательств, составляющих государственный долг. В отличие от действующего закона в новом документе вводится разделение государственного долга на внутренний и внешний, что также обусловлено Бюджетным кодексом РФ. Однако депутатов смутил тот факт, что в этом документе не прописаны контрольные функции за расходованием заемных средств, как в действующем законе.