Начальник управления ФТС по связям с общественностью Александр Смеляков объяснил суть претензий таможенного ведомства к калининградскому ОАО "Автотор"
РГ: Александр Валентинович, на днях калининградское управление ФТС обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании с автосборочного предприятия "Автотор" недоимок по таможенным платежам. Сумма предъявленных претензий значительная. В СМИ называлась цифра в 2 миллиарда рублей. Прокомментируйте ситуацию.
-Федеральная таможенная служба постоянно и регулярно контролирует исполнение разного рода обязательств, которые берут на себя субъекты внешнеэкономической деятельности, включая и автопроизводителей. В частности, органы ФТС в Калининграде провели проверку правильности таможенного оформления автокомплектующих, поступающих для сборки моторных транспортных средств, которые ввозились на территорию анклава и помещались под таможенный режим свободной экономической зоны. В результате проверки было обнаружено нарушение таможенного законодательства. Так, было выявлено, что при подаче таможенной декларации "Автотор" заявлял таможенному органу недостоверные сведения о коде товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности- так называемый код ТН ВЭД. Это служило основанием для освобождения предприятия от уплаты таможенных пошлин и налогов. Выяснилось, что "Автотор" ввозил на территорию Калининградской области практически готовые иномарки, хоть и в частично разобранном виде. А по документам проходило, что ввозились отдельные агрегаты и детали для промсборки. Согласитесь, это существенная разница. По итогам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении. После чего в соответствии с таможенным законодательством мы обратились в судебную инстанцию с просьбой взыскать с "Автотора" недоплаченные таможенные сборы. Все наши действия юридически безупречны. ФТС в этом деле четко и твердо будет отстаивать свою позицию. Мы полностью убедились, что предприятие не соблюдало таможенные нормы.
РГ: В общем, выражаясь словами таможенника Верещагина из кинофильма "Белое солнце пустыни", можно сказать, что таможня не дает добро?
-Таможня стоит на страже государственных интересов. В СМИ приводились экспертные мнения о том, что ситуация вокруг "Автотора" связана с нерешенным вопросом по исключительным преференциям, которыми до сих пор пользуется это предприятие. Но вопрос о преференциях тому или иному предприятию - это не прерогатива ФТС. Наше дело - лишь четко контролировать правила и нормы, которые установлены правительством. Могу лишь сказать, что вопрос о претензиях к "Автотору" в последнее время поднимался не раз. Нарушения имели место на протяжении длительного времени. Поэтому мы в конце концов и были вынуждены обратиться в суд. А что касается преференций и различных льгот, то проблема заключается в том, как они используются, не нарушаются ли при этом законы.
Мы стоим за строгое соблюдение законности. Ведь в задачи Федеральной таможенной службы как раз и входит наведение такого порядка. Однако должен сказать, что работа таможни по этому кругу вопросов ведется давно, предметно и системно. За последние полтора года деятельность ФТС основательно пересмотрена. Происходят серьезные изменения, нами вносятся новые законодательные инициативы по совершенствованию таможенного законодательства. Мы стали теснее работать с нашими коллегами из других ведомств, включая и Минтранс. На совместной коллегии поднималась и тема о положении дел в портовых зонах. К этим проблемам проявляет повышенное внимание и правительство.
РГ: А какова позиция ваших оппонентов?
-Как стало известно, руководство "Автотора" готовится ответить на претензии ФТС не только в зале суда, но и уличными акциями в формате пикетов. Могу сказать, что на таможню давить бесполезно. Мы давления не боимся, поскольку являемся людьми государственными. И те претензии, которые мы предъявляем "Автотору", это претензии бизнесу от государства. Если мы обнаружили, что на этом предприятии есть таможенные нарушения, то какими бы они не были - большими или малыми - мы обязаны на это жестко отреагировать. Мы выполняем свой служебный долг. Руководители "Автотора" во главе с председателем совета директоров Владимиром Щербаковым, конечно же, вправе использовать любые формы для отстаивания своей позиции. Если, конечно, эти формы регламентированы законом. Но нам будет жаль, если руководство "Автотора" изберет такой подход, при котором заложником ситуации поневоле станет трудовой коллектив предприятия. Жаль, что рабочих втягивают в решение политизированных вопросов. Я очень хорошо понимаю обеспокоенность трудового коллектива "Автотора" складывающейся ситуацией. Но предъявлять встречные претензии таможне за выявленные конкретные нарушения - это неразумно. Это перекладывание ответственности с больной головы на здоровую. Кроме того, нарыв назревал давно. У руководства предприятия было и время, и возможности безболезненно для трудового коллектива устранить нарушения. Но этого пока не произошло. И теперь кое-кто, похоже, пытается придать ситуации социально- политическое звучание. Могу сказать, что этот номер не пройдет. Мне кажется, руководству "Автотора" целесообразнее дождаться решения суда, как это принято в цивилизованном мире, в правовом государстве. А вводить в заблуждение рабочих, пытаться их голосами надавить на органы власти,- по меньшей мере некорректно. В первую очередь по отношению к своему же трудовому коллективу.