У жителя Астрахани Александра Попова забрали деньги. Вернее, их сняли с его валютного счета в местном отделении Сбербанка.
Несчастливая фамилия
Сделали это по решению арбитражного суда. Уведомить вкладчика Попова о том, что деньги с его личного счета перекочевали на другой, не сочли нужным. Об "экспроприации" он узнал совершенно случайно - спустя почти полтора года после снятия денег.
Александр Попов - не коммерсант, он трудится на государственном предприятии, поэтому сумма в 473 доллара, которую у него забрали, посчитал для себя большим уроном.
Наш читатель, к несчастью, оказался полным тезкой некоего предпринимателя, задолжавшего одной астраханской фирме деньги. Фирма пошла в суд и этот иск против коммерсанта выиграла. Дальше было дело техники. Пристав-исполнитель деньги должника Попова "разыскал" в Сбербанке и перевел их на счет приставов, а потом вручил фирме. Проверить, тот ли это Попов, никто не счел нужным. Просто требуемую сумму по-тихому забрали. А ведь кроме имени, фамилии и отчества, никакие другие данные коммерсанта и простого вкладчика не совпадали. Но это было уже никому не интересно.
Банк за списание не отвечает
На то, чтобы вернуть свои кровные, у Попова ушло девять месяцев судов, хождения по инстанциям, писанины, расходов и нервотрепки. Но самое главное - никто перед ним не извинился и, похоже, не собирается этого делать.
- Хочу получить ответ, кто виноват в этой ошибке, - написал в редакцию Попов.
А правда, кто виноват?
Прошлый год принес жителю Астрахани Попову массу неприятностей в виде безответной переписки по поводу исчезнувшей со счета суммы.
Попов отправил не одно письмо в свое местное отделение Сбербанка. Александр Александрович требовал от банка возместить моральный и материальный вред и выплатить понесенные расходы. Он был уверен - виноваты именно сотрудники банка. Ведь когда Попов еще в 2003 году открывал у них счет, то есть подписывал договор с банком, он указал все свои данные от места рождения до адреса. Уверенность Попова в вине банка была вот откуда - в исполнительном листе, который прислал пристав Соколов, данные о должнике были указаны не нашего Попова, а совершенно другие.
Переписка Попова с банком - отдельная тема. Банк и сегодня не считает себя виноватым. Он неспешно отписывает Попову, что "не является стороной по делу", а по Закону "Об исполнительном производстве" он должен в три дня "произвести списание денежных сумм", иначе ему грозит крупный штраф.
Редакция поинтересовалась, а должен ли банк ставить в известность своего клиента о списании денег с его счета и должен ли банк сверять данные о своем клиенте у себя и в исполнительном листе?
- Нет, мы не ставим своих клиентов в известность, - заявила "Российской газете" Надежда Савицкая, первый заместитель управляющего Астраханским ОСБ N 8625. И сверять в банке ничего не должны.
По мнению Савицкой, к ним вообще не должно быть никаких претензий.
Невиновный расплачивается временем
Для суда Попов приготовил длиннющий список документов, который занимает больше страницы. Весной прошлого года у него был первый суд с фирмой, куда приставы отдали деньги с его счета. Александр Александрович требовал назад всю сумму и проценты за ее пользование. Фирма этот суд, естественно, проиграла.
Но через месяц фирма пошла уже в районный суд. Она жаловалась на решение мирового судьи, по которому у нее отняли, как записано в судебном решении: "необоснованное денежное обогащение". Фирма справедливо заявила, что деньги получила свои и совершенно законно из рук пристава по судебному же решению. Решение и районного суда оказалось в пользу Попова.
Приставы Попову отписали, что исполнительное производство было у пристава Соколова, который у них больше не работает.
Почему, когда человек сталкивается с чиновничьей машиной, он остается с ней один на один? Пример астраханца Попова в этом смысле весьма показателен. Расхлебывать чужую ошибку вынуждены были совершенно невиновный человек и такая же невиновная фирма.
Да, у мужчины хватило сил и нервов отстоять свое право и вернуть деньги. Но какой ценой это ему далось?
Андрей Князев, Максим Столяров,
юристы:- В том, что с добропорядочного гражданина взыскали долги другого лица, очевидна ошибка судебного пристава-исполнителя. Представьте себе, если по одному исполнительному листу разыскивать счета всех Ивановых Иванов Ивановичей и взыскивать с них денежные средства.
Что касается поведения банка, то здесь вряд ли можно его в чем-то упрекнуть. Сообщать или не сообщать клиентам о взыскании денежных средств службой судебных приставов - добрая воля банка, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена договором. Обвинить банк в сокрытии информации также невозможно, поскольку банк предоставляет выписки по счету по первому требованию клиента.
Между тем именно тот факт, что пострадавший гражданин не знал о нарушении его права, дает ему возможность хоть через десять лет обратиться в суд и защищать свои законные интересы. Он поступил абсолютно правильно, что обратился в суд и восстановил справедливость.