Об особенностях своих исторических изысканий Михаил Леонтьев рассказал "РГ".
Холодная война продолжается
Российская газета: Документальный цикл из восьми серий посвящен геополитическому противостоянию России и внешнего мира, почему именно сейчас решили взяться за эту тему, решили затеять эту "Большую игру"?
Михаил Леонтьев: Не знаю, насколько фильмы получились документальными, но уж точно - нехудожественными. Прежде всего в центре цикла - противостояние России и Великобритании, а также США как наследников политики Британской империи. Это почти 200 лет большой игры. У меня была идея выстроить фильм по исторической логике взаимоотношений России с нашими основными партнерами, а большая игра, большое противостояние - это тот стержень, вокруг которого мы организовали исторические события.
Большая игра - это холодная война, которая началась в конце XVIII - начале XIX века и продолжается сейчас. Чтобы понять, что происходит сегодня, нужно видеть ситуацию в развитии. Доктор ведь, когда болезнь лечит, смотрит не только на состояние пациента сейчас, но и на динамику его болезни. Эпиграфом к фильму я выбрал цитату из романа Редьярда Киплинга "Ким": "Только когда все умрут, закончится большая игра". Поскольку мы еще живы, значит, игра еще не закончена. Ничего в этом плохого, равно как и хорошего, нет. Это процесс, который не нами придуман. История все время повторяется, поэтому надо знать и любить своего геополитического противника. Только тогда с противником можно договариваться. Да, мы сейчас в состоянии холодной войны, но холодной войны не надо бояться, ее нужно заслужить. Потому что холодная война - это игра равных.
РГ: Какие параллели вы выявили между историческими событиями и современной геополитической реальностью?
Леонтьев: Весь фильм состоит из параллелей. Ситуационных, мифологических, идеологических, публицистических. К примеру, я цитирую в фильме британскую прессу первой четверти XIX века. Если почитать статьи того времени и заменить фамилии политиков на современных лидеров, мы увидим, что статьи удивительно похожи на те, которые мы могли видеть в прессе пять лет назад, только резче, жестче и понятнее. Без политкорректности. Самое главное, что видна четкая параллель в российской политике и в нашем понимании себя. Прослеживаются постоянное желание и способность предать собственные интересы. Мы все время загоняем себя в ловушку работы на своих собственных врагов. К тому же с течением времени ситуация слабо меняется даже географически. Есть такая несчастная страна, в которой нет ничего, - это Афганистан. Сейчас весь мировой исторический процесс вертится вокруг этой якобы ничего не значащей страны. Однако в истории было пять афганских войн. Все как две капли воды походили друг на друга. Если четыре войны одинаковы, на каком основании мы будем считать, что пятая окажется другой?
В цикле документальных фильмов мы прослеживаем цепь исторических событий, начиная с наполеоновских войн и заканчивая будущей войной с Ираном. В центре рассказа и Крымская война, классическая большая игра в Центральной Азии, Первая и Вторая мировые войны, крах СССР, тоже связанный с Востоком, с Афганистаном и игрой, которую разыграли на нефти.
РГ: Какие-то специальные исторические изыскания при работе над циклом вы проводили?
Леонтьев: Гуманитарная наука требует исследований специфического характера, надо просто работать головой. Можете считать так: за счет любимого канала я получил три полноценных высших образования, прочитав огромное количество литературы, использовав труд консультантов, которые мне писали записки по историческому развитию разных стран. Из интеллектуальной работы, которую провели, в фильмы вошло процентов пятнадцать.
Я, как говорил Толстой, "своим клещом доволен"
РГ: Очевидно, что проект рассчитан не на массового зрителя.
Леонтьев: Я никаких иллюзий по поводу этого кино не питаю. Это работа не для масс. Я как человек, имеющий к телевидению только косвенное отношение, могу сказать, что мой фильм - это плохое телевидение. Я, как говорил Толстой, "своим клещом доволен", однако уверен, что это не фильм для восприятия аудитории Первого канала. Поэтому я не удивлюсь полному и тотальному провалу моего кино.
РГ: Вы будете лицом в кадре, проводником зрителя по страницам истории или арбитром за кадром?
Леонтьев: К сожалению, моего лица в кадре слишком много, но проблема состоит в том, что к некоторым сериям, особенно первым, в которых речь идет о XVIII - XIX веках, видеоматериала очень мало. Хроники нет. Надо еще понять: то, что мы сделали, - недорогое телевидение. Без применения современных высоких технологий. Как смогли, так и проиллюстрировали. Есть визуализация в качестве хроники Госфильмофонда по более поздним периодам истории, есть гравюры, смоделированные на компьютере карты. Не могу сказать, что я полностью доволен видеорядом, но что смогли, то сделали.
Досье "РГ"
В 1987 году Михаил Леонтьев занимался социологией. Писал аналитические статьи. 1989 год - корреспондент газеты "КоммерсантЪ". 1990 год - завотделом экономики "Независимой газеты". В 1993 год принимал участие в организации газеты "Сегодня". С 1997 года - руководитель и ведущий программы "На самом деле" на "ТВ Центре". С начала 1999 года - программы "Однако" на Первом канале. Работу на ТВ считает вредной "для физического и психического здоровья". Работал на радио "Свобода". Сейчас - главный редактор журнала "Профиль".