Она станет такой, когда решение судьи будет реальностью, и, например, должник, получит то, что ему присудили. Чаще всего такая победа без пристава-исполнителя невозможна. А главное, чем руководствуется пристав, - это Закон "Об исполнительном производстве". У нас он есть и действует. Но не секрет, что очень часто выполнить решение суда не может даже и пристав-исполнитель.
Теперь появился новый закон, который сегодня публикует "Российская газета".
Почему он появился, для кого предназначен и что в нем самое главное? На эти вопросы корреспондент "РГ" попросил ответить директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава РФ Николая Винниченко:
- Федеральный закон "Об исполнительном производстве" был принят в 1997 году. Уже первый год его работы показал несовершенство закона и его оторванность от реалий правоприменительной практики. Проект новой редакции закона был подготовлен еще в 2003 году, однако процесс его согласования затянулся на несколько лет. И вот в октябре нынешнего года новая редакция Федерального закона "Об исполнительном производстве" была подписана президентом РФ.
Закон, который сегодня публикует "РГ", содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают нынешней динамике развития экономических отношений.
Характеризуя закон в целом, можно сказать, что он направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций.
Законом определены задачи исполнительного производства, установлены его основные принципы - законность, неприкосновенность частной жизни, уважение чести и достоинства должника-гражданина при применении мер принудительного исполнения исполнительных документов, неприкосновенность минимума средств, необходимых для существования должника-гражданина, соотносимость мер принудительного исполнения и объема требований взыскателя.
Закон содержит усовершенствованные нормы, регулирующие вопросы возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, приостановления, окончания и прекращения исполнительного производства.
Важным нововведением закона являются нормы, посвященные вопросам обращения взыскания на ценные бумаги и имущественные права.
В документе представлены совершенно новые, доработанные с учетом имеющегося опыта, положения об оценке и продаже арестованного имущества должника.
В отличие от прежней новая редакция закона четко определила виды имущества, реализация которого осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Немаловажное значение имеет то, что в законе четко урегулированы очень важные вопросы: как распределять взысканные денежные средства, если их недостаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных к должнику.
Закон закрепляет положения о первоочередном удовлетворении требований взыскателя.
Расширены полномочия судебного пристава-исполнителя в части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.
На необходимость законодательного закрепления соответствующих полномочий судебного пристава-исполнителя неоднократно обращали внимание эксперты Совета Европы.
Новеллы, предусматривающие полномочия судебного пристава-исполнителя в определенных случаях самостоятельно решать вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства, позволят более оперативно разрешать возникающие в ходе исполнительного производства вопросы. При этом суды будут освобождены от формального рассмотрения соответствующих заявлений.
Новый закон более детально регламентировал порядок привлечения судебными приставами виновных лиц к административной ответственности (в виде штрафа) за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Этот закон впервые наделяет главного судебного пристава Российской Федерации правом передавать из одного территориального органа ФССП России в другой исполнительное производство. А главных судебных приставов субъектов Федерации он наделяет правом передавать исполнительное производство из одного структурного подразделения в другое (в пределах одного субъекта Федерации). Такое решение может приниматься этими должностными лицами службы для более полного и правильного осуществления исполнительного производства. Это может быть связано, например, с исполнением документов, представляющих особую экономическую, социальную или общественно-политическую значимость для страны либо для субъекта Федерации.
Для того, чтобы быстрее устранить нарушения законодательства, допущенные судебными приставами-исполнителями, и для усиления контроля за принимаемыми ими различного рода решениями по исполнительному производству закон предусматривает возможность обжалования постановлений, действий или бездействия судебных приставов-исполнителей наряду с судебным оспариванием, главному судебному приставу России, главному судебному приставу субъекта Федерации и старшему судебному приставу. По прежнему закону такое обжалование возможно было только в судебном порядке.
На мой взгляд, обновленный закон об исполнительном производстве позволит упрочить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить ее к европейским стандартам, существенно повысив эффективность работы ФССП России и авторитет правосудия.