И уже в будущем году знаменитые великаны не просто вернутся на свое историческое место перед ВВЦ, но и встанут на новую высоту - на 33,5-метровый постамент вместо одиннадцатиметрового "пенька", как пренебрежительно называла его автор, с которого памятник уходил на реставрацию.
В этом году исполнится 70 лет, как атлеты, призванные олицетворить неукротимую мощь молодого советского государства, произвели фурор на Всемирной парижской выставке, и 4 года, как по требованию специалистов они покинули пьедестал дома. Каких только слухов с тех пор не ходило вокруг "Рабочего и колхозницы"! И о том, что им подыскивают в Москве новое место, и даже о том, что мир вообще больше никогда не увидит проржавевших великанов. Вот и на градостроительном совете префект Северо-Восточного административного округа Ирина Рабер призналась: "Скульптура сейчас находится в разобранном состоянии, над ней работают, но общественность все время задает вопрос: когда же она вернется на место? Мы целый год искали вариант, как ее возродить, и вот сейчас, как мне кажется, нашли тот, что устроит всех".
Затянувшаяся реставрация объясняется тем, что изначально город решил провести ее за счет инвестора. Дело же это дорогое. Как сообщил "РГ" автор творческого коллектива, которому поручена творческая часть реставрации, архитектор Вадим Церковников, лишь первоначальный вариант работ обошелся в 47,7 миллиона рублей. Продолжение работ требовало определиться, на какой именно постамент встанет скульптура. Понятно, что инвестор, вкладывая деньги, предлагал варианты, которые помогут ему их "отбить". А сделать это можно лишь одним путем: воспользовавшись реставрацией памятника, использовать его территорию для застройки объектами, не имеющими к нему никакого отношения.
Вот и на последнем заседании градостроительного совета один из вариантов восстановления павильона-постамента предлагал добавить к нему, условно говоря, два крыла, которые увеличат полезные площади на 120 тысяч квадратных метров. Другой же вариант предусматривал полное воспроизведение уникального павильона архитектора Бориса Иофана, поднявшего в 1937 году скульптуру Мухиной на высоту с многоэтажный дом, на которой "Рабочий и колхозница" словно парили и выглядели так победоносно в Париже. Он так и остался там, во французской столице, когда в 1939 году им пришло время возвращаться домой. На ВДНХ же стальных гигантов поставили на тот самый нелюбимый Мухиной "пенек".
На сей раз архитекторы отвергли любые попытки как-то модернизировать постамент: "Зачем нам превращать его в какую-то настольную лампу из стекла? - сказал, например, архитектор Юрий Григорьев. - Это уникальная вещь, к ней и надо относиться очень бережно, ничего не нагромождая вокруг". По его мнению, у Москвы сейчас появился уникальный шанс - восстановить подлинный образ художественного произведения, и грех им не воспользоваться.
Поддержал эту позицию и мэр Москвы Юрий Лужков. "Скульптура, символизирующая прогресс человечества, должна восприниматься как самостоятельное, художественное, выдающееся произведение. Высота ее должна быть такой, как задумала автор". "Работа Мухиной должна доминировать, - считает Юрий Михайлович, - ей ничто вокруг не должно мешать". Как поясняют архитекторы, такое решение не просто дань истории талантливым скульптору и архитектору, но требование изменившейся с 1939 года градостроительной ситуации: вокруг произведения Мухиной появилась стела "Космос", проложена рядом эстакада Третьего транспортного кольца...
Таким образом, 24,5-метровые "Рабочий и колхозница" встанут на 33,5-метровый постамент, с которого они и шагнули в мир и историю в Париже. В самом же постаменте длиной 135 метров и площадью чуть более 7 тысяч квадратных метров разместятся Новый камерный театр, который сейчас находится в очень стесненных условиях на улице Проходчиков, музей киноискусства с просмотровыми залами фильмов в стиле "ретро", что очень кстати, так как неподалеку находятся Киностудия имени Горького и институт кинематографии. Внизу же - в стилобате - парковка на 4 тысячи мест.
Для того чтобы скульптура действительно парила, на заседании градостроительного совета было решено также понизить почти вдвое высотки строящегося по соседству Международного выставочного центра.