Вступил в силу новый порядок лицензирования авиаперевозок

Новый порядок лицензирования воздушных перевозок, который утвердило правительство еще в июне, вступил в силу с начала октября.

 

Теперь предметом лицензирования станет авиатранспортная деятельность как таковая, а не право работать на определенных маршрутах, сказал руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин.

В полной мере новая система вступит в действие с введением летнего расписания, а именно - с апреля 2008 года, а пока компании, имеющие лицензии старого образца, могут продолжать работать по ним. Нововведение касается авиакомпаний, выполняющих определенные внутрироссийские маршруты. В отношении международных направлений, дело обстоит сложнее, отметил Евгений Бачурин. Дело в том, что там количество летающих компаний, как правило, ограничено двусторонними межправительственными соглашениями и эти компании имеют специальный статус назначенных авиаперевозчиков.

В настоящее время минтранс разрабатывает законопроект, который бы более четко регулировал процесс выдачи разрешений на международные рейсы. В частности, для авиакомпаний планируется ввести около 30 критериев, в том числе характеристики самолетного парка, опыт, наличие нареканий от авиационных властей, подчеркнул глава Росавиации.

В то же время внутри страны также планируется применить принципиально такой же порядок, основная цель которого - исключить возможность необоснованных преференций (и столь же необоснованных отказов в обслуживании) авиакомпаниям со стороны аэропортов.

"Сегодня наиболее серьезная проблема, с которой сталкиваются авиакомпании в аэропортах, - это согласование и распределение слотов", - отметил Евгений Бачурин. Чтобы система работала более прозрачно, планируется аэропорты страны разбить на три уровня.

К первому уровню будут относиться аэропорты, чья пропускная способность значительно превышает количество запрошенных авиакомпаниями слотов. Специалисты считают такой уровень "некоординируемым", а именно такие воздушные гавани смогут обслужить все желающие компании. И по своему желанию "некоординируемые" аэропорты не могут отказывать никому.

Второй уровень будет "частично координируемым". Другими словами, это аэропорты, где пропускная способность будет соответствовать запросам авиакомпаний. Здесь возможно понадобится вмешательство вышестоящих авиационных властей для распределения слотов в пиковый сезон или на наиболее загруженных направлениях.

Для аэропортов же третьего уровня, где количество запрошенных рейсов значительно превышает их возможности, распределением слотов будет заниматься Росавиация и критерии будут те же, что и на международных маршрутах.

Порядок квотирования маршрутов, начал действовал в гражданской авиации с 1998 года. Теперь же планируется, что порядок допуска авиакомпаний к услугам аэропортов должен стать гораздо либеральнее. Впрочем, по словам директора департамента государственной политики в области гражданской авиации минтранса Олега Труфанова, это будет позже. Документ о порядке формирования расписания авиакомпаний и распределения аэропортовых слотов (временные промежутки для выполнения взлета-посадки), разрабатываемый министерством, должен быть составлен в течение октября и в этом же месяце будет представлен на регистрацию в минюст.

между тем

Согласно прогнозам Федерального агентства воздушного транспорта, билеты на самолеты ожидает рост стоимости. Не последнюю роль в этом процессе могут сыграть и новые правила авиаперевозок, вводимые в октябре, отмечает РИА Новый Регион.

Эти правила ужесточают ответственность авиакомпаний за задержки и отмену рейсов и направлены на создание более комфортных условий для пассажиров.

Так, после их вступления в силу при задержке свыше двух часов пассажиры должны бесплатно получить напитки, при задержке более четырех часов - горячую еду, а при ожидании вылета более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время авиакомпании за свой счет должны разместить пассажиров в гостинице. Помимо этого, авиаперевозчик обязан предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов, отмечает РИА Новости.

В то же время перевозчики в случае задержки или отмены рейса должны также организовывать хранение багажа пассажиров. "Указанные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

При этом услуги будут предоставляться пассажирам независимо от причин задержки или отмены рейса - неблагоприятные метеорологические условия, технические причины и любые другие", сообщает пресс-служба минтранса.

Причем согласно новым правилам указанные услуги будут предоставляться пассажирам не только регулярных рейсов, но и чартерных, то есть лицам, купившим турпутевку и следующим на отдых. Они также трактуют в пользу пассажира ситуацию с утратой авиабилета.

Глава Росавиации Евгений Бачурин заявил, что "спрос на авиаперевозки увеличивается. В то же время парк авиакомпаний сокращается, и это может привести к увеличению стоимости билетов".

На увеличение стоимости авиабилетов повлияет и рост стоимости авиатоплива: в структуре затрат российских авиакомпаний стоимость топлива составляет около 40 процентов, в то время как у западных - 25 процентов.