Социально-экономическое, геополитическое положение, а также роль нашей страны в мировом сообществе и в настоящее время, и в перспективе в существенной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Более того, минерально-сырьевая база является основой нашей национальной безопасности. Добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается около 30 процентов ВВП и около 50 процентов объема экспорта. Экспорт минерального сырья и продуктов его переработки приносит около 80 процентов валютных поступлений в государственную казну.
Тем не менее, несмотря на всю сверхзначимость отрасли для интересов России, на момент создания Федерального агентства по недропользованию геологическая отрасль находилась в глубочайшем кризисе. Мы получили в наследство как многочисленные и бесспорные завоевания российской геологии, так и весь комплекс ее проблем, которые в первую очередь возникли в результате ложного представления, что в стране все есть и запасов достаточно на ближайшие 100-120 лет. Некоторые горячие головы высказывали свои соображения: "А нужна ли нам в ближайшие 50 лет геологическая служба?"
Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период перестройки геологические работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов перестал компенсировать добычу почти всех видов полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база использовалась недостаточно эффективно.
Со всей остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов минерального сырья. Состояние сырьевой базы многих действующих предприятий ухудшилось, на большинстве горно-добывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами достигла критического уровня.
Были резко сокращены отчисления из бюджетного фонда как на воспроизводство минерально-сырьевой базы, так и на научные исследования. При крайне низкой заработной плате в отрасли и нелегких условиях труда началось "вымывание" из геологии наиболее квалифицированных кадров. Люди вынуждены были искать другие способы прокормить свои семьи.
Такое положение продолжалось, и не просто продолжалось, а и усугублялось не один год. Поэтому решение о создании Федерального агентства по недропользованию было крайне своевременным, хотя все понимают, что одним росчерком пера все накопленные годами проблемы решить невозможно.
Очевидно, что прогнозируемый рост мирового потребления природных, в том числе минерально-сырьевых ресурсов, диктует необходимость выработки новой минерально-сырьевой политики всеми промышленно развитыми государствами. Все государства вынуждены прежде всего защищать свои интересы. Россия не только не является исключением в этом смысле, но занимает в этой области особое место. Процветание нашей страны завтра обусловлено теми решениями, которые принимаются уже сегодня. Медленно, но кризис в геологической отрасли преодолевается, однако проблем, которые ждут своего решения, остается немало.
Чтобы иметь возможность в полной мере обеспечивать решение задач и реализацию функций, возложенных на Роснедра, в частности, по воспроизводству минерально-сырьевой базы, необходимой для выполнения крупнейших проектов, связанных со строительством трубопровода на Восток, развитием сети трубопроводов на Северо-Западе, освоением континентального шельфа и пр., должна правильно и слаженно функционировать система управления. В настоящее время, к сожалению, эта система находится не в лучшем состоянии и требует существенной корректировки. Такое положение связано в первую очередь с тем, что по разным причинам происходит последовательное ослабление и переориентация региональных геологических организаций, большая часть которых не находится в ведении Роснедр. Эту ситуацию нужно срочно и кардинально менять.
Также из-за недальновидной, непродуманной, огульной приватизации на сегодняшний день большая часть предприятий безвозвратно потеряна для геологической отрасли. Достаточно сказать, что в период с 1996 по 2003 год в ведении Министерства природных ресурсов РФ находилось 193 предприятия и 65 учреждений геологического профиля. Из них: прекратили свое существование или ликвидированы по суду через процедуру банкротства - 39 предприятий; перепрофилировано - 3; передано в собственность субъектов Российской Федерации - 5; реорганизовано в форме присоединения или слияния - 35; приватизировано или находится в стадии приватизации - 89 предприятий.
Та же участь постигла и ряд учреждений, обеспечивавших слаженную и продуктивную деятельность геологической службы.
В 2004 году из МПР России в ведение Роснедр было передано 22 предприятия и 4 учреждения, что явно недостаточно для обеспечения решения задач и реализации функций, возложенных на Роснедра.
Анализ деятельности геологоразведочных предприятий, изменивших свой юридический статус в процессе приватизации, проведенной с середины 90-х по начало 2000-х годов, показывает, что наряду с незначительными позитивными результатами (рост активности компаний по вопросам выполнения государственных заказов по геологическому изучению недр, существенное расширение спектра оказываемых ими услуг, оптимизация системы управления предприятиями) значительно возрастают и негативные последствия. Это изменение предприятиями профиля своей деятельности вплоть до полного ее прекращения; потеря недвижимого имущества, геологического оборудования и снаряжения; переход квалифицированных специалистов в другие сферы экономики, что приводит к резкому снижению качества выполняемых работ по государственным заказам; не разрабатываются новые методы и методики ведения геолого-разведочных работ. Частные компании охотно участвуют в разработке месторождений высоколиквидного сырья (золото, платина, алмазы, нефть, газ и т.д.) и не желают включать в сферу своей деятельности освоение других видов полезных ископаемых, необходимых для обеспечения безопасности России.
Очевидно, что одной из главных организационных задач, стоящих перед Роснедрами сегодня, является реструктуризация и укрепление действующих геологических организаций, формирование эффективного и конкуренто-способного научно-производственного потенциала геологической отрасли.
На начальном этапе реструктуризации отрасли, как мне представляется, под эгидой Роснедр необходимо создать холдинг как наиболее совершенную структуру, обеспечивающую эффективную систему управления производством, в котором необходимо объединить все предприятия геологической отрасли, прошедшие процесс акционирования со 100-процентным госкапиталом. При этом сохраняются ФГУПы как наиболее авторитетная составляющая Роснедр, с последующей, на втором этапе, приватизацией предприятий, включенных в прогнозный план-программу.
На сегодняшний день руководство такими предприятиями с момента их включения в прогнозный план приватизации осуществляет Росимущество, отстранив тем самым Роснедра от управления геологическими предприятиями.
Это лишь краткое перечисление проблем, остро стоящих перед отечественной геологической отраслью. Понятно, что львиную их долю решает и будет решать Федеральное агентство по недропользованию.
Целью реструктуризации отрасли является необходимость приведения структуры подведомственных Роснедрам предприятий в соответствие со стратегическими целями государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, предусмотренными распоряжением правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р "Об утверждении основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования".
Для обеспечения эффективной, качественной и оперативной деятельности по исследованию недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы страны необходимо восстановление системы исследования недр, основанной на создании для этого опорных баз в минерально-сырьевых регионах, использованию существующих геологических организаций для выработки научно обоснованных направлений геолого-разведочных работ и выполнения конкретных задач. Анализ систем организации геологических служб за рубежом, в странах, близких России по размерам и минерально-сырьевому потенциалу, показал, что созданная в США модель рационального использования недр наиболее адаптирована для Российской Федерации.
Преобразование структуры подведомственных Роснедрам предприятий вызвано объективной необходимостью концентрации научного, производственно-технического и технологического, а также кадрового потенциала предприятий отрасли. Именно в этом направлении сосредоточены усилия центрального аппарата Агентства, руководителей предприятий в последние годы.
Деятельность Роснедр направлена на реализацию всех функций, определенных положением о Федеральном агентстве по недропользованию. Работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы осуществляются в соответствии с положениями "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России" подведомственными организациями отрасли на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья и соответствующего бюджетного финансирования.
Так, затраты федерального бюджета на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2006 году выросли в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом, более чем в 3 раза по сравнению с 2004 годом и составили 16,4 миллиарда рублей. В 2007 году объем финансирования увеличился до 20 миллиардов рублей. К освоению огромных денежных средств, выделяемых правительством Российской Федерации, привлекаются не только подведомственные Роснедрам предприятия, но и организации различной организационно-правовой формы, не находящиеся в ведении Роснедр, но обеспечивающие выполнение ряда геологических задач новейшими методами, такими как аэросъемка, космосъемка и др.
Для объединения усилий всего геологического сообщества России, оказания действенной и эффективной помощи руководству Роснедр может оказаться актуальным создание некоммерческой структуры - Ассоциации российских геологических предприятий.
Создание же холдинга обеспечит координацию деятельности российских геологических организаций в сфере исследования недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и недропользования, защиты интересов геологических предприятий - членов Ассоциации при реализации инвестиционных проектов, в тендерах, аукционах и конкурсах на проведение геолого-разведочных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение и опубликование на основании независимых экспертных финансово-экономических заключений рейтингов геологических организаций.
Вместе с тем на период создания этих организаций с целью обеспечения принятия конкретных решений, обеспечивающих их стабильное функционирование на длительный период, необходимо временно приостановить процесс приватизации в геологической отрасли. Незначительные потери в ее темпах обязательно приведут к повышению качества предлагаемой реструктуризации в организационной и научно-производственной сферах деятельности Роснедр.
Предполагается поддержание эффективной связи между отраслью и научной общественностью по вопросам развития отрасли, оказание помощи в издании методической, нормативной и учебной литературы, содействие во взаимном обмене научными разработками, информацией, консультациями для приумножения знаний в этой отрасли, обобщение опыта отдельных геологических организаций для совершенствования геолого-разведочных и научно-исследовательских работ, а также проведение связанных с этим маркетинговых исследований, изучение и анализ предпринимательской деятельности, аналитические и экспертные исследования. Особое внимание необходимо уделить вопросам обучения кадров в геологических вузах страны и на курсах повышения квалификации. На смену нынешнему поколению геологов должны прийти хорошо образованные специалисты, владеющие всеми новейшими методами ведения геолого-разведочных работ. При этом есть убежденность, что значительно более оперативно и эффективно будут решаться поставленные Роснедрами задачи.
Будет проанализировано применение действующих в данной области нормативных актов и внесены предложения по их совершенствованию. Мы планируем установление и развитие деловых связей с иностранными партнерами и общественными кругами, а также с объединяющими или представляющими их организациями, участие в работе различных международных организаций.
Предполагается ведение негосударственного Реестра российских геологических предприятий, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как в России, так и за рубежом, оказание информационных и консультационных услуг по вопросам организации и ведения геологической деятельности, изучения рынков, издание газет, журналов и других печатных материалов для обеспечения геологической деятельности, содействие развитию системы образования и подготовки кадров для геологической отрасли, организация экспертиз проектно-сметной документации геологических и других работ. В этом случае будут исключены недобросовестная конкуренция и неделовое партнерство.
Холдинг как организация задуман как единый живой организм, способствующий реальному сотрудничеству стран СНГ в геологической сфере, который позволит помимо всего прочего объединить кадровые и финансовые усилия, что особенно важно на смежных, крупных и многопрофильных объектах, избегая при этом недобросовестной конкуренции, что вредит всем, в том числе и заказчикам.
Надеюсь, что со временем Холдинг сможет участвовать и в решении важнейших геополитических проблем России. Речь идет об активном продвижении на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион, чему будет способствовать интенсификация всех видов геолого-разведочных работ, что повлечет за собой создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей развитие региона. Восток страны крайне медленно осваивается. Здесь низкая плотность населения. Так что это один из действенных способов закрепления экономических интересов, поскольку одними политическими средствами ситуацию удержать не удастся.
Думаю, выражу общее мнение представителей геологической общественности, руководителей предприятий и учреждений, подведомственных Роснедрам, широкой геологической общественности о том, что предлагаемая реструктуризация геологической отрасли непременно приведет в ближайшее время к расширению минерально-сырьевой базы России и, как следствие, к приумножению ВВП государства.