В доме с окнами на Кремль пахнет свежей краской. Рабочие смывают последние следы затяжной реставрации. Для читателей "РГ" экскурсию по дому проводит сам директор РГБ. Гости осторожно шагают по нехоженому сияющему мраморному полу за директором национальной библиотеки в будущий "Отдел рукописей", который откроет свои двери для посетителей только через год. По пути останавливаются возле ажурной черной лестницы, легким винтом стремящейся вверх.
- Наверняка вы спросите, что здесь новодел? - хитро улыбается экскурсовод. - Я официально заявляю - это, - Федоров ухватился за перила лестницы, - не новодел!
Говорить с Федоровым легко и просто. Наш читатель Екатерина Сизова задала Виктору Васильевичу давно мучавший ее вопрос: "В известном романе Умберто Эко "Имя розы" речь идет о неожиданно обнаруженном в огромной библиотеке ранее неизвестном трактате Аристотеля. Возможны ли в наше время такие открытия в мире книг, пусть и не с таким сроком давности?"
- В библиотеке, думаю, нет, - отвечает директор. - У нас отличная от музеев ситуация: там в запасниках можно что-то найти, потому что удельный вес выставленных экспонатов незначителен по отношению к общей массе фондов. Конечно, у нас есть книги, по которым не "ступала" рука читателя, но все фонды описаны. Может быть, это возможно только в архивных фондах (архивы Булгакова, Гоголя), поскольку они не все детально до конца описаны и изучены. Но первичное знакомство специалисты уже проводили, поэтому надеяться на сенсацию, что в архиве Булгакова найдется неопубликованная им вещь, практически исключено, к сожалению.
О том, что еще увидели читатели и журналисты в доме Пашкова, читайте в ближайших номерах "РГ".