Спектакль на музыку вокального цикла Леонида Десятникова "Любовь и жизнь поэта" по семи стихотворениям обэриутов Даниила Хармса и Николая Олейникова показал хореограф Алексей Ратманский в рамках фестиваля "Территория-2007". Действо под названием "Вываливающиеся старухи" озвучили Марат Гали (тенор) и пианист Алексей Гориболь.
"Карусельная" суета и мотивы еврейской народной поэзии пронизывают текстуру спектакля, показанного на "Другой сцене" театра "Современник". В основе "Вываливающихся старух" - пластическое эссе о человеческой жизни и судьбе во вселенском контексте времени. Во внутреннем посыле - тема вечного изгнанничества, легкая ирония над библейской меланхолией, юмор в пластическом обыгрывании абсурдных ситуаций типа упертой борьбы за "чистоту расы". Виртуозная игра внутри "малой формы" - конек хореографа Алексея Ратманского. Худрук балета Большого театра привлек к этой работе артистов своей труппы, и танцовщики блестяще справились с непростыми задачами: прочувствовать сущностную атмосферу интеллектуальных лабиринтов музыки Десятникова, вслушаться в поэтическое междустрочие текстов Хармса и Олейникова (в артикуляции Гали) и пластически донести замысел хореографа.
Ратманский в спектакле где-то прямолинейно, а где-то иносказательно жонглирует, переплетая категории искусства и реальности, с юмором "кидает" цитаты в "лоб" или наоборот окутывает их флером недосказанности. Например, в эпизоде "Старуха" сплетаются горестные рефлексии состарившейся женщины и философские раздумья о жизни, старении, смерти. Корчи старухи на стуле изображает видная "клоунесса" Большого театра Анастасия Винокур, а вокруг нее циркулируют Наталия Осипова и Денис Савин, иллюстрируя "года и дни бегут по кругу".
В спектакле Ратманского набросано множество остроумных обериутских "иллюстраций": бабочка в белой пачке на пуантах, усатые дворники с метлами, раскачивающимися, как набат. В пасторальном "Жуке" весело резвятся "евреи, которые на веточках сидят": воробей, канарейка, божья коровка и прочие. Под заклинание "кто не евреи - те все погибают" Геннадий Янин, крутивший на огромной скорости гранд-пируэт, падает замертво. Украшением спектакля также стали Наталия Осипова и Екатерина Крысанова, без всякой нарочитости показавшие высочайшую технику вращений, прыжков, шагов. Ратманскому удалось представить всех участников балета единой командой и в то же время высветить индивидуальность каждого. Хореография спектакля - диалоги с музыкой и словом. По направлению к "синтетическому театру" Алексей Ратманский, видимо, нашел те самые "новые формы", о которых мечтал чеховский Треплев и которые создали обэриуты.