Измененная процедура государственной регистрации позволит защитить права третьих лиц при государственной регистрации юридических лиц, считают разработчики закона. Для этого предлагается, во-первых, обязать публиковать сведения об изменении наименования, места нахождения и руководителя юридического лица, а также об уменьшении уставного капитала, о его реорганизации или ликвидации в электронных СМИ.
Предприниматели с сомнением относятся к появлению такой нормы. Так, по мнению экспертов ОПОРЫ России, эффективность этой меры как способа противодействия рейдерству незначительна, а издержки - временные и материальные - для основной массы добросовестных участников рынка очевидны. Более того, эта мера может иметь обратный эффект с точки зрения использования рейдерами дополнительной информации о юридическом лице.
Во-вторых, в законопроекте прописана обязанность учредителей получать и представлять в регистрирующий орган письменное подтверждение согласия собственника жилого помещения или лиц, обладающих другим правом на это жилье, содержащее нотариально засвидетельствованную подпись на использование адреса в качестве места нахождения юридического лица. Делается это в целях борьбы с регистрацией фирм-однодневок по так называемым адресам массовой регистрации (это когда в одном месте регистрируется сразу 20-30 фирм, причем гражданин, проживающий по этому адресу, может не знать о том, что его квартира дала "прописку" всем этим компаниям).
В-третьих, устанавливаются дополнительные требования к учредительным документам юридического лица, а именно: подписание каждым из учредителей и нотариальное удостоверение всех учредительных документов. По мнению минэкономразвития, нотариальное удостоверение согласия учредителей как физических, так и юридических лиц необходимо для защиты интересов тех, кто не выражал желания создать юридическое лицо, а также в целях борьбы с мошенничеством. Не секрет, что при регистрации фирм-однодневок зачастую используются поддельные паспорта, владельцы которых не подозревают о том, что стали учредителями. Что касается юридических лиц, то сегодня не представляет никакой сложности подделать любую печать, причем даже эксперты-криминалисты не всегда могут отличить подделку в отличие от выявления подделки печатей и штампов нотариусов.
Расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Так, вводятся дополнительные основания: представление документов, содержащих сведения, противоречащие друг другу или не соответствующие ранее внесенным в государственный реестр сведениям (за исключением случаев, если эти сведения изменяются в соответствии с представленными при государственной регистрации документами). Еще одна причина для отказа в регистрации - установление недействительности или подложности документов, удостоверяющих личность. А также если заявление подписано неуполномоченным лицом. Срок регистрации останется без изменений - пять дней.
Предусмотрена административная и уголовная ответственность для налогоплательщиков-нарушителей. Расширен перечень оснований нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых может устанавливаться повышенный по сравнению с действующей редакцией размер штрафов. Причем в отношении физических лиц максимальный размер устанавливается в размере 100 МРОТ. Также расширен перечень правонарушений, влекущих назначение наказания в виде дисквалификации.
КоАП дополняется несколькими новыми пунктами, такими, как систематическое представление (два и более раза в течение двух лет) в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об учредителях и адресе руководителя юридического лица.
Эксперты ОПОРЫ согласны с ужесточением ответственности в отношении недостоверных сведений об учредителях. Но предлагают исключить из этой статьи "адрес" (местонахождение) юридического лица. Логика разработчиков понятна - борьба с фирмами-однодневками и адресами массовой регистрации. Но за представление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица предпринимателя можно привлечь по части 3 статьи 14.25 кодекса. То есть механизм привлечения к ответственности уже есть. Сейчас налоговый орган может провести проверку на предмет реального нахождения юридического лица по адресу, указанному им в учредительных документах, и привлечь нарушителя к ответственности.
Этот законопроект направлен на борьбу с рейдерами, а не с малым бизнесом. А эта норма (в части адреса) ударит именно по малому бизнесу, считают эксперты. Ужесточением ответственности проблему не решишь. Проблема несоответствия адресов характерна именно для малого бизнеса. Причины - частая смена адреса (краткосрочные договора), нехватка помещений, налоговые проверки в случае смены адреса и перехода в другую налоговую инспекцию. Рейдеров это не остановит, а для малого бизнеса станет существенным ударом, считают в ОПОРЕ.
Также административную ответственность влечет за собой непредставление, или представление по истечении установленного срока, несвоевременное представление, или представление должностным лицом или гражданами, выступающими учредителями, заведомо недостоверных сведений о месте нахождения (адресе) юридического лица. Ответственность предлагается установить и за неисполнение лицом установленных обязанностей по ликвидации юридического лица.
Одновременно уточняется, что непринятие мер по расторжению договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на управление юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 1000 МРОТ или административное приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток.
Уточнены основания для уголовной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации. Вводится новая редакция статьи 171 УК. Согласно ей систематическое представление (два и более раза в течение двух лет) в регистрирующий орган документов, содержащих грубые искажения сведений об учредителях и адресе руководителя, карается штрафом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или обязательными работами, или арестом. Такое же наказание положено за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или если предпринимательская деятельность ведется с нарушением лицензионных требований и условий, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям либо государству.