Новости

09.10.2007 03:00
Рубрика: Экономика

Завтра туриста

Впервые за много лет россияне предпочли загранице наш юг

"Не нужен нам берег турецкий!" В советские времена слова этой популярной патриотической песенки воспринимались как данность - все равно туда не выпускали. За последние годы на средиземноморской Ривьере уже успела побывать значительная часть россиян. Сегодня процесс начал раскручиваться в обратном порядке.

По числу туристов в этом году Юг России смог переплюнуть заграницу, куда по статистике выезжают примерно 5 миллионов россиян. Согласно предварительным итогам нынешнего "высокого" сезона, на курортах Краснодарского края этим летом отдохнули 15 миллионов наших сограждан. Это на треть больше, чем в прошлом году.

Увы, отдых в России не дешев. По цене он вполне сопоставим с самыми популярными мировыми курортами. И уровень комфорта пока не так высок, как хотелось бы. Можно успокаивать себя тем, что "экскурсионка" у нас гораздо интереснее, чем в той же Турции. Но одной духовной пищей сыт не будешь. Так, по рейтингу турфирм, занимающихся внутренним туризмом, в этом году лучшим черноморским курортом России стала Анапа. Хочется искренне порадоваться за отечественную здравницу, но... В аналогичном рейтинге за 2006 год лидером был признан Геленджик. Там была создана хорошая инфраструктура, работает три аквапарка и центры развлечений. Но уже этим летом местные бизнесмены взвинтили цены буквально на все. Туроператоры прогнозируют, что на следующее лето ситуация в здравницах Анапы будет точно такая же, как и в Геленджике, когда с увеличением притока отдыхающих цены против всех законов гостеприимства безостановочно ползут вверх - отдыхающие все "проглотят".

Закономерный вопрос: а что же Сочи? Администрация города рапортует о перевыполнении плана по отдыхающим. Однако местные хотельеры приводят другие данные: в этом году поток отдыхающих сократился на 20 процентов. По мнению представителя одной из ведущих российских компаний, занимающихся черноморскими курортами, Юрия Блейза, все дело в несоответствии цены и качества. И на сегодняшний день это самый главный фактор, сдерживающий развитие внутреннего туризма. "Еще до выбора Сочи столицей Олимпиады в городе началось массовое строительство небольших частных отелей. Стоимость номеров в них вполне сопоставима с ценами крупных санаториев, однако у частников нет ни своих территорий, в том числе пляжей, ни соответствующей инфраструктуры, - говорит Юрий Блейз. - Можно прогнозировать, что и следующий сезон 2008 года для Сочи также будет неудачным, что связано с повышением цен на коммунальные услуги и землю в этом районе".

По итогам 2006 года миллион россиян провели свой отпуск на территории Ставропольского края. Можно сказать, для местных здравниц Кисловодска, Ессентуков и Кавминвод это равносильно второму рождению. Последний раз такой наплыв отдыхающих здесь наблюдался еще во времена Советского Союза. Между тем директор филиала "Кавказские минеральные воды", одного из ведущих туроператоров по Ставропольскому краю, Светлана Корниенко утверждает, что минусов на здешних курортах по-прежнему много. По ее мнению, даже уникальные природные условия этих мест порой не могут перекрыть проблемы с обслуживанием в здешних здравницах, в которых до сих пор работают по советским стереотипам.

Если верить все той же статистике, на остальные рекреационные зоны нашей страны в прошлом году пришлось два миллиона отдыхающих. Явные лидеры - это Санкт-Петербург и Москва. Их инфраструктура заметно выделяется на общем фоне других туристических центров. Между тем специалисты от турбизнеса отмечают, что акцент делается в основном на иностранцах. Что само по себе и неплохо. Если бы не в ущерб российским туристам. Например, сегодня в соборы Кремля из 14 экскурсий в день только две проводятся для россиян, остальные - для иностранцев.

При этом количество иностранных туристов, желающих посетить Россию, с каждым годом становится все меньше. С одной стороны, по данным таможенных служб, за первые полгода Россию посетило на 3 процента больше иностранцев, чем за тот же период прошлого года. Однако большинство гостей въехало к нам с деловыми целями. А непосредственно туристический контингент, по данным Российского союза туриндустрии, опять сократился - на этот раз на 14 процентов.

Главной причиной неудач России как туристической Мекки специалисты от турбизнеса называют все те же непомерно высокие цены - начиная от проживания в гостинице и заканчивая ужином в ресторане. Стоимость туров в нашу страну за последние годы выросла для иностранцев в 2,5 раза. За недельный тур в Россию француз или немец вынужден заплатить минимум 1500 евро. За эти же деньги они могут две недели провести, скажем, в Китае.

 комментарий
Владимир Шаров,
вице-президент Ассоциации туроператоров России:

- Россия - обладательница уникальных возможностей для развития туризма. Но мы пока, к сожалению, не научились этим пользоваться. И тому есть определенные причины: это, в первую очередь, недостаточно развитая материально-техническая база, низкое качество предоставляемых услуг. Что очень важно - отсутствие нормативно-правового механизма защиты прав потребителей, дороговизна железнодорожных и авиабилетов по сравнению с заграничными курортными направлениями.

Возьмем к примеру Сочи, где сейчас полным ходом идет строительство новых отелей. Не трехзвездочных, рассчитанных на средний класс, а не ниже четырех "звезд", которые будут недоступны большинству россиян. Нужно попытаться доказать инвесторам, что вложение в трехзвездочный отель не менее выгодно, чем в дорогие средства размещения.

Впрочем, уже есть некоторые подвижки в работе с перевозчиками. Например, РЖД сейчас рассматривают вопрос организации нормального и недорогого продукта для туристов.

Экономика Туризм