Новости

10.10.2007 01:00
Рубрика: Происшествия

Всадник без головы

Пешеход может погибнуть даже на "зебре"
В центре Москвы водитель открыл стрельбу из пневматического пистолета по пешеходам, которые помешали ему проехать через пешеходный переход. Подобные шокирующие сообщения почти каждый день звучат в сводках дорожных происшествий. Это даже перестало удивлять и пугать. Дорога становится зеркалом состояния общества.

Итак, водитель автомобиля, пересекая перекресток, не пропустил пешеходов. В ходе возникшей словесной перепалки он достал пневматический пистолет и открыл стрельбу по пешеходам, ранение получили три человека, двое госпитализированы. Для поиска машины стрелявшего в городе был объявлен специальный план-перехват.

А чуть раньше на московской улице водитель "Мерседеса" стрелял по дорожным рабочим. Ему показалось, что ему поцарапали машину, и он стал требовать компенсации. Печальный итог - один человек убит, второй попал в институт Склифосовского.

Кажется, стало нормой среди водителей возить в багажнике целый арсенал - биты, монтировки и даже самурайские мечи. Сила оказывается самым весомым аргументом в решении конфликтов на дороге. В автомобильных магазинах для тех, кто не привык подставлять правое крыло, если помяли левое, открылись целые отделы, где можно купить все необходимое - травматические пистолеты, бейсбольные биты.

Пешеходный переход в большом городе тоже давно зона повышенного риска. Если пешеход идет по "зебре" на зеленый свет - это вовсе не означает, что он дойдет до противоположного бордюра целым и невредимым. В конце сентября на пешеходном переходе в подмосковном Лесном Городке машина сбила троих первоклассников, переходивших улицу. Такие случаи не единичны. Автомашина Mazda бежевого цвета сбила ребенка на пешеходном переходе и, не останавливаясь, уехала с места происшествия. Пострадавшего мальчика, которому на вид 8-10 лет, забрала проезжавшая мимо машина "скорой помощи" и доставила в клинику. В мае этого года в центре Москвы на Котельнической набережной 53-летний водитель Mitsubishi наехал на женщину с ребенком в коляске. Мама не пострадала, а вот ее полуторагодовалая дочка получила сотрясение мозга, черепно-мозговую травму и гематому височной области. Теперь степень вины водителя выясняет следствие. А в конце августа на юго-востоке столицы на Новочеркасском бульваре 30-летняя москвичка за рулем автомобиля Opel, не затормозив на пешеходном переходе, сбила молодую женщину с семимесячной девочкой в коляске. Малютка с черепно-мозговой травмой была доставлена в больницу. Ее 23-летняя мать получила легкие травмы. Виновница аварии при этом скрылась, однако очевидцы запомнили машину, и уже через несколько часов женщину задержали по месту жительства.

Несмотря на изобилие примеров шокирующего поведения на дорогах, не оставляет ощущение, что мы имеем дело с неожиданными людьми. В критических ситуациях они ведут себя не по общепринятым правилам - сочувствия, милосердия, понимания, сожаления и желания исправить ситуацию. А по каким-то особенным, отдельным, часто преступным нормам. С преступностью их поведения пусть разбирается следствие, общество же должно ответить на вопрос, как нам вернуть к общечеловеческим стандартам поведение тех, кто привык к бандитским или пограничным с бандитскими нормам. Мы много говорим о школах для мигрантов. Но люди, стреляющие в пешеходов, скрывающиеся с места аварии с участием детей, тоже нуждаются в своего рода профилактической учебе - напоминании простых истин человеческого общежития. Эту тему обсуждают наши эксперты.

Алексей Чадаевчлен Общественной палаты РФ:

- Если человек, только приехав в Москву, пересел на "Мерседес" и ездит на нем так же, как на ишаке в своем ауле, то никакие курсы повышения квалификации не помогут. Они просто не будут восприниматься. Информация социального характера должна быть прямого действия и нормативно-директивного характера, чтобы ее нельзя было игнорировать. А если просто вешать таблички с правилами "здесь не плюй", "здесь не матерись", никакой социализации не получится. Человек расстреливает пешеходов на дороге, машины сбивают матерей с колясками. Никакие методы не помогут с этим справиться. Нужно подумать о безопасности самих дорог и переходов. У нас они так устроены, что превращаются в братскую могилу.

К тому же в Москве количество автомашин удваивается ежегодно. Мы не привыкли к такому потоку движения. Взрывная автомобилизация обрушилась на нашу страну как катастрофа. Мы все в каком-то смысле пересели с ишака и осваиваем новую автомобильную ситуацию.

Лев Аннинский, литературный критик и публицист:

- Хамство на дорогах - проявление общего хамства, которое существует везде. Каждодневно приходится сталкиваться с тем, что на дорогах люди ведут себя как хотят - идут или едут на красный свет, не уступают дорогу... В этом случае самому надо стараться не нарушать правила и поменьше делать замечаний. Потому что если делаешь кому-то замечание, он тут же звереет. Я сам стараюсь на красный свет не ходить по многим причинам, в том числе чтобы не дергать нервы водителям. Свой вклад вносят плохие дороги: человек не успевает вовремя оказаться там, где нужно, и от этого озлобляется на всех. Почему у нас такие дороги - отдельный вопрос. Кто за это отвечает? Все. Если в деревне нужно сделать дорогу до колодца, то тот, кто раньше встает, тот и протаптывает ее, а не ждет, пока это сделает председатель колхоза, мэр или кто-то еще.

Если родитель хочет, чтобы ребенок знал, как правильно переходить улицу, должен сам научить или договориться в школе, чтобы научили. Не надо ждать, что кто-то придет и сделает.

А кроме того, мы не уважаем друг друга, потому что не успеваем уважать. Мы настолько скученны и всегда куда-то бежим... В большом городе главная проблема - скученность. Люди выходят на улицу и все жмутся в кучу, а в куче человек звереет и исчезает. На дорогах не больше свинства, чем в закоулках, подворотнях, пивных...

Диакон Андрей Кураев, богослов:

- Я считаю, что причины и в том, что в европейские города приезжают люди, которые не умеют жить в европейском обществе просто потому, что они принадлежат к другой культуре. Они нуждаются в определенной школе и опыте, чтобы жить в крупных городах, в том числе в Москве, где свой темперамент, ритм жизни, способ реакции и способ уклонения от конфликтов.

Надеюсь, такие случаи должны осаживать энтузиазм некоторых кремлевских мечтателей, которые думают, что приезжие гастарбайтеры с каким угодно стандартом поведения - это лучший способ решить демографическую проблему.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы