10.10.2007 02:00
    Поделиться

    Мошенники научились зарабатывать на соцопросах

    Как заработать на социологическом опросе
    Отечественный лохотрон не знает покоя. На этот раз новый способ честного отъема денег у населения родился в сфере обслуживания социологических центров.

    Случайные связи

    А на удочку жуликов попались вечно ищущие случайных заработков студенты. Схема обмана проста, как все гениальное. Двум третьекурсницам МГУ предложили нетрудную работу: в течение двух дней они должны были "вбить" в "иксэлевские" таблицы результаты полевых исследований - всего 100 анкет. Обещали платить по 10 рублей за штуку. Просидев обе ночи напролет, девчонки смогли заполнить только по 10 анкет: в каждой оказалось по 500 пунктов. В скобках заметим, что стандартная анкета содержит 50 вопросов.

    Сдав работу, студентки выяснили, что не получат ни копейки: таков штраф за "срыв плана".

    Еще "круче" попали студенты РГСУ. Они получили более масштабное задание - поехать в Коломну и собрать три тысячи интервью по местным деревням. На обработку - пятнадцать дней. Задействовав родственников, включая дедушек и племянников, бедолаги смогли перевести в электронную форму почти две с половиной тысячи анкет. Однако результат - аналогичный. Анкеты уплыли к заказчику, а деньги - к посреднику, нанявшему желторотых интервьюеров.

    Согласитесь, неплохо придумано: дать заведомо невыполнимое задание, а потом наказать неуплатой.

    - Всему виной случайные связи, трудовые или еще какие другие - не имеет значения, - считает Андрей Т., сотрудник одного из социологических центров, специализирующегося на соцопросах. - Зачем нужны посредники, когда практически у всех студентов под рукой Интернет. А у всех крупных опросных фирм, социологических или маркетинговых, есть свои сайты с объявлениями о вакансиях. На интервьюеров и операторов ввода данных всегда большой спрос, потому что работа временная. И солидные фирмы не "кидают" своих сотрудников.

    Тем не менее в этой сфере немало дельцов, которым не нужен результат, и полевые работы ведутся абы как, только чтобы отчитаться за истраченные деньги. Оптимальный вариант: познакомиться с организаторами исследования, получить от них задание и определить реальный объем работы. Не помешает и вопрос, проводили ли заказчики хронометраж анкеты. Часто его занижают, чтобы сбить цены. К примеру, менеджер утверждает, что у предыдущих партнеров уходило на заполнение анкеты 40 минут. Опытные интервьюеры обычно не ленятся и предлагают провести эксперимент. Если на тридцатой минуте становится ясно, что заполнена только половина анкеты, лучше с такими заказчиками дела не иметь. Немало говорит о намерениях нанимателя и то, как оформлен договор. Надежнее заключить с фирмой-заказчиком письменный контракт, где будут указаны ваши обязательства и гарантии.

    В любом случае, если человек не успевает сделать часть работы, в один голос твердят сотрудники фирм, специализирующихся на соцопросах, делает не десять, а, скажем, девять анкет, в солидных центрах ему платят за девять!

    Мужчина вы или женщина?

    Впрочем, и сами социологические центры страдают от жуликов. О "липовых" опросах и способах защиты от фальсификации "РГ" рассказал кандидат социологических наук ведущий специалист Фонда "Общественное мнение" Иван Климов.

    Российская газета | Студенты, которых "кинули" наниматели, отмахали пешком 25 километров, обойдя 120 деревень. А могли бы они, например, подделать анкеты, сидя дома?

    Иван Климов | У нас есть специальные люди, которые проверяют, стоят ли за ответами реальные персоны, существовала ли анкета на бумаге или "введена", оформлена в электроном виде, как говорится, из головы. Есть много способов выяснить, насколько качественно работал интервьюер: от звонка или повторного посещения респондента до статистического анализа. Только математических процедур я знаю четыре. Самые элементарные - это поиск отсутствия логики. Когда ответы на один вопрос не стыкуются с ответами на другой.

    РГ | А это не может значить лишь то, что у опрашиваемого каша в голове. Что у нас таких мало?

    Климов | Скажем, человек написал, что ему 90 лет. А тремя вопросами ниже - что у него трое детей до шести лет.

    РГ | В 90 можно что-то уже и забыть... А если серьезно, думаю, тот, кто делает липовые анкеты, вряд ли такой ляп допустит...

    Климов | У опытного "полевика" особый нюх на "липу". Сразу видно, если человек никуда не ходил, а опросил своих друзей. Допустим, у дамы-библиотекаря зашкалит за квоту уровень образованности респондентов.

    Как ни подделывай почерк, но если один человек заполняет сразу десять анкет, он все равно собьется.

    Если возникли даже легкие подозрения, берем "маршрутную карту" и идем "по следу" интервьюера. Например, звоним и расспрашиваем, был ли человек, на какую тему говорили, какие вопросы задавались. Иногда, чтобы докопаться до сути, приходится задавать и смешные вопросы: "Мужчина вы или женщина?" Как правило, все махинации с анкетами выясняются быстро и оперативно. И дело до математических методов доходит редко.

    Дизайн-эффект

    РГ | В одной из анкет, заполненных в моем родном городе, я вычитала названия несуществующих улиц...

    Климов | Такие вещи действительно случаются. Но бывают ситуации и прямо противоположные. Однажды по опросам в Московской области вдруг резко, на пять или семь пунктов, выросло число тех, кто поддерживает одну из партий. При этом в политике был абсолютный штиль. Нам хорошо известно, что такого быть не может. Значит, что-то напортачил "полевик"? Подняли маршрутные карты, нашли этого интервьюера, выяснили, где он ходил, кого опрашивал. Оказалось, человек работу свою выполнил добросовестно, но реальность оказалась ироничной. Курьез заключался в том, что маршрут его пролегал по большому микрорайону, который был в свое время заселен научными работниками и всякими бюджетниками. То есть целевой группой той самой партии. Сработал так называемый дизайн-эффект. Он означает, чем ближе друг к другу живут люди, тем с большей вероятностью мы обнаружим у них похожий уровень социального положения, имущественного статуса, близость мировоззренческих установок, ценностей. И это понятно, если мы живем в доме одного класса, то, наверное, и работаем в одной системе.

    Агитбригада

    РГ | Что такое эффект интервьюера?

    Климов | Это влияние его на результативность опроса. Однако не нужно думать, что если мы отправим делать интервью мужчину, то получим в итоге большую долю тех, кто голосует за партию с брутальной программой и манерой общаться с избирателями, а если женщину, то сдвинем ситуацию в сторону более вежливых и интеллигентных кандидатов. Эффект интервьюера проявляется в том, с какой готовностью люди пойдут на контакт, будут открывать дверь незнакомым и выслушивать, что им говорят.

    РГ | Но разве опрашивающий не может подтолкнуть к тому или иному ответу?

    Климов | Еще как! Знал я таких, кто просто в лоб заявлял респонденту, что тот не прав, и подсказывал, как ответить правильно. Это не интервьюер, а агитатор. Конечно, могут проскочить опросы, выполненные в такой манере. Но рано или поздно это обнаруживается. И за такие вещи сразу же увольняем. Строго следим, чтобы агитации не было. Проводим специальные тренинги интервьюеров и втолковываем им: любая точка зрения для социолога бесценна.

    Поделиться