Хотя до отправки молодого пополнения по гарнизонам остается по меньшей мере месяц, руководство министерства обороны уже перешло на круглосуточный мониторинг призывной кампании.
- Это позволит провести ее без каких-либо эксцессов, - заявил вчера заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов.
За последнюю неделю он дважды встречался с журналистами и через СМИ убеждал российскую общественность, что поводов для беспокойства нет, а все разговоры о возможном всплеске армейской дедовщины и массовом уклонении от военной службы - не более чем блеф. Напомним, что основой для антиармейских слухов стал предстоящий в будущем году переход на 12 месяцев срочной службы. Некоторые общественники предположили, что среди призывников найдется немало желающих пересидеть последний полуторагодичный набор в армию где-нибудь у родственников в ближнем зарубежье. А поборники солдатских прав увидели в изменении призывного законодательства еще один повод для старослужащих поиздеваться над новобранцами.
С таким подходом категорически не соглашаются в Генеральном штабе. Василий Смирнов уверен, что сокращение срока армейской и флотской службы, наоборот, только укрепит подразделения.
- Если сегодня в казарме живут, как правило, четыре призыва, то с 2008 года в кубриках будет находиться один, от силы два, - напомнил генерал, - что, безусловно, будет способствовать оздоровлению воинских коллективов и сокращению неуставных взаимоотношений.
Вопреки бытующему мнению, что призывников в Российской армии не хватает, проблем с комплектованием взводов и рот Генштаб не испытывает по меньшей мере десять последних лет. Сегодня генерала больше тревожит качественный потенциал армии и отсутствие там солдат с высшим образованием. Когда-то военные надеялись поправить дела с помощью патриотично настроенных групп населения. В частности, казаков. По их настоятельной просьбе в Вооруженных силах даже разрешили сформировать 14 отдельных казачьих соединений и частей. Однако быстро выяснилось, что молодежь не желает служить и там. По данным Генштаба, процент укомплектованности таких подразделений казаками сейчас не превышает 6-7 процентов, а среднем по армии он колеблется в пределах 1,7 процента. В половине "особых" частей казаков нет вообще. Ситуация до боли напоминает булгаковскую: подобно герою "Собачьего сердца" Шарикову молодые казаки готовы встать на воинский учет и даже состоять в мифических отрядах самообороны, но крайне неохотно идут на действительную военную службу.
-У нас есть Вооруженные силы и нет необходимости создавать какие-либо казачьи подразделения самообороны, - был вчера категоричен в этом вопросе генерал Василий Смирнов.