В том числе член Европейской комиссии, курирующая внешние связи и европейскую политику Евросоюза, Бенита Ферреро-Вальднер. Накануне встречи в Калининграде она дала интервью корреспонденту "РГ".
Российская газета: В последнее время заметно ощущается резкое ухудшение отношений между Россией и Европейским союзом. Согласны ли вы с тем, что ЕС решил отгородиться от России?
Бенита Ферреро-Вальднер: В нашей повестке дня много вопросов, по которым взгляды России и ЕС заметно расходятся. Кроме того, ваша страна сейчас вступает в предвыборный период. В этой ситуации важно постоянно принимать во внимание долгосрочные интересы и тот значительный потенциал, который имеют отношения между ЕС и Россией. Мы не только соседи с продолжительной общей историей. Мы еще и успешно сотрудничаем по широкому кругу вопросов. Так, например, еще никогда объемы торговли и инвестиций между ЕС и Россией не были столь высоки. Так что реальные масштабы и глубина отношений между Брюсселем и Москвой на деле недооцениваются.
РГ: Европейские правительства сейчас рассматривают возможность принятия более жестких мер по отношению к тем странам, чья политика подрывает конкурентоспособность европейского бизнеса. Речь прежде всего идет о России и Китае. Как вы оцениваете тенденцию на закрытие европейских рынков для российских бизнесменов?
Ферреро-Вальднер: Мы не закрываем европейские рынки, российские инвесторы присутствуют и работают на территории Европейского союза, в том числе в энергетическом секторе. Но наш внутренний рынок функционирует по определенным правилам, и ясно, что такие же правила должны применяться и к игрокам из третьих стран. Также очевидно и то, что мы должны защищать наши интересы, действуя полностью в соответствии с правилами ВТО и соблюдая наши международные обязательства.
РГ: Что изменилось в политике ЕС после прихода к власти новых лидеров в крупнейших европейских странах - Германии и Франции? Действительно ли Евросоюз стал более проамерикански настроенным?
Ферреро-Вальднер: Европейский союз развивает хорошие отношения со всеми партнерами по всем направлениям, вне зависимости от состава национальных правительств. Мы сотрудничаем по широкому кругу вопросов практически со всеми странами мира и не отдаем предпочтения тому или иному партнеру.
РГ: Как смена лидеров в ключевых странах ЕС скажется на принятии Конституции Евросоюза?
Ферреро-Вальднер: "Договор о реформах" Евросоюза даст нам возможность продвигаться к дальнейшей консолидации, к примеру, внутреннего рынка. Это позволит нам стать еще более эффективным игроком. Я уверена, что такое положение в интересах всех стран-членов ЕС и их правительств.
РГ: Когда, по вашим оценкам, Россия и Евросоюз полностью откажутся от визового режима?
Ферреро-Вальднер: Соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии вступили в силу лишь 1 июня этого года. Теперь гражданам ЕС и России будет проще путешествовать, и, я надеюсь, это будет способствовать расширению контактов между людьми. Помимо этого, мы начали диалог по условиям безвизового передвижения в долгосрочной перспективе. Но сейчас слишком рано говорить о каких-то сроках введения безвизового режима между ЕС и Россией.