Открывая разговор на вечную тему, почему школьники не читают, писатель Юрий Поляков приподнял проблему до государственного звучания: "Навыки серьезного чтения - такое же достояние страны, как нефть, газ, высокие технологии". Спорить трудно, другой вопрос, есть ли они у наших детей?
Исследование, которое представил директор Центра социологии РАН Владимир Собкин, хочется сразу опробовать на своих детях. Его начали в махровые советские 70-е, когда наша страна еще была "самой читающей в мире". Социологи пытались выяснить, как школьники "прошли" программу по литературе. Дали список из 20 изученных в минувшем году произведений и список из 20 авторов. Нужно было сказать, кто какую книжку написал. Советские семиклассники смогли "обавторить" только шесть книг из двадцати, а выпускники - половину. Нынешние оказались еще менее осведомленными. Если с простеньким стилистическим заданием - разбить на две группы стихи различных по манере поэтов - в 70-е годы прошлого века справились 40 % десятиклассников, то в 2005 году это было под силу только 15 % выпускников. И еще. Больше 30 % советских школьников любили литературу, а среди нынешних в этом признались только 7. Читали в 1976 году так: 3,8 книги в месяц мальчики, 4,1 - девочки. А теперь: 0,8 книги - мальчики и 1 - девочки.
Ольга Троицкая, психолог:
- Недавно на семинаре с молодыми психологами я с удивлением узнала, что они не понимают формулы: искусство - это общение. А художники, писатели - это не участники диалога, и книга, картина, фильм - отчужденный объект. Значит, их можно сокращать, делать из них "выжимки" на трех страницах, рассматривать структурно, изучать только историю создания произведения. Но "Война и мир" - это не история создания эпопеи.
Спрашиваю у подростков: почему не читаете "Ночной дозор" Лукьяненко? Ведь там действуют такие же добрые и могучие маги, как и в книгах о Гарри Поттере. Отвечают: писатель "тормозит" - сложновато переваривать его отступления от основного сюжета. А Гарри Поттера глотают с удовольствием. Потому что герои калькированы и без "прибамбасов".
К сожалению, приходится признать: наши дети с трудом поддерживают разговор на усложненные темы. А планку им задаем мы сами. Ведь свойство подростков - быть в струе. Они выбирают не то, что хочется, а то, что модно, успешно. Что же читают успешные взрослые? Обратите внимание на соседа в метро: они не отрываются от недоделанных за день бумаг или от детективов. А кто такие эти успешные люди? На каком языке они говорят? Мы их видим по телевизору: бодрые и подтянутые, они вещают не глубоко, не ассоциативно, зато доступно и четко. Те, кто говорит "заумно" да еще, не дай бог, на обычном ("великом и могучем") русском языке без сленга, "задвинуты" на ночные часы в телевизионной сетке. Социум же разговаривает с подростком на языке Фабрики звезд.
Вячеслав Степин, Директор Института философии РАН:
- Все мы имеем свое представление о свободе, добре, труде, совести, чести. Между тем объяснить, что это такое, очень сложно. Уяснение этих аксиом требует большой работы сознания. Осуществляется она через чтение высокой литературы. И Толстой, и Достоевский были большими философами, но главные их философские труды - романы. Без них человек не достигнет глубины русского духа, а значит, ему будет трудно социализироваться в этой культуре. Современный читатель, живя в мире компьютерных текстов и клипов, привык к быстрому усвоению отдельных фактов, не связывая их в общую картину, не касаясь глубинных смыслов культуры. Нужно не скупиться на очень дорогие обучающие программы, сюжеты которых были бы основаны на художественных текстах.