11.10.2007 01:00
    Поделиться

    Современный подросток читает 0,8 книги в месяц

    Почему современный подросток читает 0,8 книги в месяц
    Вчера в Александровском зале Большого Кремлевского дворца прошла конференция "Подросток и современное общество: права и ответственность". Это главное событие второго дня международного фестиваля "БиблиОбраз", председателем оргкомитета которого является супруга президента России Людмила Путина.

    Открывая разговор на вечную тему, почему школьники не читают, писатель Юрий Поляков приподнял проблему до государственного звучания: "Навыки серьезного чтения - такое же достояние страны, как нефть, газ, высокие технологии". Спорить трудно, другой вопрос, есть ли они у наших детей?

    Исследование, которое представил директор Центра социологии РАН Владимир Собкин, хочется сразу опробовать на своих детях. Его начали в махровые советские 70-е, когда наша страна еще была "самой читающей в мире". Социологи пытались выяснить, как школьники "прошли" программу по литературе. Дали список из 20 изученных в минувшем году произведений и список из 20 авторов. Нужно было сказать, кто какую книжку написал. Советские семиклассники смогли "обавторить" только шесть книг из двадцати, а выпускники - половину. Нынешние оказались еще менее осведомленными. Если с простеньким стилистическим заданием - разбить на две группы стихи различных по манере поэтов - в 70-е годы прошлого века справились 40 % десятиклассников, то в 2005 году это было под силу только 15 % выпускников. И еще. Больше 30 % советских школьников любили литературу, а среди нынешних в этом признались только 7. Читали в 1976 году так: 3,8 книги в месяц мальчики, 4,1 - девочки. А теперь: 0,8 книги - мальчики и 1 - девочки.

    Ольга Троицкая, психолог:

    - Недавно на семинаре с молодыми психологами я с удивлением узнала, что они не понимают формулы: искусство - это общение. А художники, писатели - это не участники диалога, и книга, картина, фильм - отчужденный объект. Значит, их можно сокращать, делать из них "выжимки" на трех страницах, рассматривать структурно, изучать только историю создания произведения. Но "Война и мир" - это не история создания эпопеи.

    Спрашиваю у подростков: почему не читаете "Ночной дозор" Лукьяненко? Ведь там действуют такие же добрые и могучие маги, как и в книгах о Гарри Поттере. Отвечают: писатель "тормозит" - сложновато переваривать его отступления от основного сюжета. А Гарри Поттера глотают с удовольствием. Потому что герои калькированы и без "прибамбасов".

    К сожалению, приходится признать: наши дети с трудом поддерживают разговор на усложненные темы. А планку им задаем мы сами. Ведь свойство подростков - быть в струе. Они выбирают не то, что хочется, а то, что модно, успешно. Что же читают успешные взрослые? Обратите внимание на соседа в метро: они не отрываются от недоделанных за день бумаг или от детективов. А кто такие эти успешные люди? На каком языке они говорят? Мы их видим по телевизору: бодрые и подтянутые, они вещают не глубоко, не ассоциативно, зато доступно и четко. Те, кто говорит "заумно" да еще, не дай бог, на обычном ("великом и могучем") русском языке без сленга, "задвинуты" на ночные часы в телевизионной сетке. Социум же разговаривает с подростком на языке Фабрики звезд.

    Вячеслав Степин, Директор Института философии РАН:

    - Все мы имеем свое представление о свободе, добре, труде, совести, чести. Между тем объяснить, что это такое, очень сложно. Уяснение этих аксиом требует большой работы сознания. Осуществляется она через чтение высокой литературы. И Толстой, и Достоевский были большими философами, но главные их философские труды - романы. Без них человек не достигнет глубины русского духа, а значит, ему будет трудно социализироваться в этой культуре. Современный читатель, живя в мире компьютерных текстов и клипов, привык к быстрому усвоению отдельных фактов, не связывая их в общую картину, не касаясь глубинных смыслов культуры. Нужно не скупиться на очень дорогие обучающие программы, сюжеты которых были бы основаны на художественных текстах.

    Поделиться