12.10.2007 02:00
    Поделиться

    Таможня потребовала от "Автотора" выплатить около 2 млрд рублей

    Автомобилестроительный завод "Автотор" - одно из ведущих предприятий отрасли - получил неожиданный удар в родном Калининграде. Проведя проверку своего поста, через который на территорию Российской Федерации для "Автотора" ввозятся автомобильные комплектующие, Калининградское таможенное управление неожиданно обнаружило, что предприятие недоплатило таможенные сборы. По сообщениям СМИ, таможня выставила требования выплатить в бюджет около 2 миллиардов рублей, и сумма претензий все возрастает.

    Руководство "Автотора" удивлено таким решением таможенных органов. В течение 10 лет автомобилестроители работали с таможенниками в одной технологической цепочке, перенесли совместно множество проверок различными компетентными органами, и все было нормально. А теперь неожиданно "Автотор" превратился в злостного неплательщика и "уклониста"... Ну, согласитесь, не верится в такое!

    - Действуя в рамках правового поля, "Автотор" подал в судебные органы уже почти полторы сотни исков на действия таможенников, - говорит официальный представитель "Автотора" Елена Шамаева.

    По странному совпадению, возникшей проблеме с калининградской таможней предшествовала кампания против "Автотора". Больше всего недоброжелателей "волнуют" налоговые льготы, которыми "Автотор", наряду с тремя сотнями других компаний, обладает как резидент особой экономической зоны в Калининградской области.

    - Развернув кампанию, конкуренты пытаются добиться принятия поправок к постановлению правительства РФ, - говорит официальный представитель "Автотора" Елена Шамаева. - Это постановление регламентирует перечень так называемых "простых операций", не изменяющих состояние конечного товара и недостаточных для того, чтобы считать товар произведенным в Калининградской области. Инициаторы поправок пытаются убедить правительство в изменении понятия: приравнять к "простым сборочным операциям" все сборочные операции, в которых не используется сварка и окраска кузова автомобиля, пытаются добиться ужесточения требований к технологиям сборки автомобилей не только для новых проектов, как сказано в этом постановлении правительства, но и для уже действующих.

    - Мы полностью соблюдаем действующий закон об особой экономической зоне, - утверждает Елена Шамаева. - Никто не мешал и другим производителям автомобилей создавать в Калининградской области заводы и тоже пользоваться установленными законом льготами, так же, как ими пользуются "Автотор" и сотни других резидентов ОЭЗ. Мы расцениваем попытки обвинить нас в нарушениях, как происки конкурентов, пытающихся лишить наш бизнес правовой основы и прибыли.

    "Автотор" пытается правовыми методами решить спор с калининградской таможней. К сожалению, и здесь не обходится без "накладок". Так, в СМИ появилась информация, дескать иски в суд на "Автотор" подали таможенники. Хотя исковые заявления подали автомобиле-строители, не согласившись с предъявленными им претензиями. Руководство предприятия ясно выразило свои намерения действовать исключительно в правовом поле.

    - От имени ЗАО "Автотор" официально заявляю, что мы не предпринимали, не предпринимаем и не будем предпринимать никаких действий, идущих вразрез с законодательством Российской Федерации, - говорит Елена Шамаева.

    Г-жа Шамаева обращает внимание и на такие факты. Руководство "Автотора" обратилось в таможенные органы с просьбой распространить на предприятие право электронного декларирования продукции. Это позволило бы в разы повысить скорость таможенного оформления, облегчило бы работу и таможенников, и автопроизводителей. На словах таможенники обещали способствовать нововведению. На предприятии подготовили все необходимое оборудование, закупили и установили специальные программы. Автопроизводители надеются, что таможенные органы примут решения об электронном декларировании в разумные сроки. Во втором полугодии 2007 года на "Автоторе" поняли, что после увеличения объемов выпуска автомобилей, размеры склада временного хранения (СВХ) продукции перестали удовлетворять требованиям растущего производства. Автомобилестроители обратились в калининградскую таможню с просьбой утвердить документы об увеличении склада. Одновременно начали подготовку к строительству, замостили территорию...

    Но на предприятии весьма опасаются возможного закрытия СВХ таможенниками. Если это случится, произойдет остановка производства.

    - В последнее время мы стали сталкиваться со странным стечением обстоятельств, когда все наши действия комментируются с точностью до наоборот, - говорит официальный представитель "Автотора" Елена Шамаева. - Но мы не хотим строить никаких предположений, а будем добиваться справедливости в законном порядке в судебных инстанциях. При этом прозвучавшие в печати обвинения в том, что завод якобы может осложнить вступление России в ВТО, несостоятельны. Доля "Автотора" не превышает на сей день двух процентов рынка. Даже с учетом бурного роста производства эта доля в обозримом будущем не превысит четырех процентов.

    Недавно на пресс-конференции свою взвешенную позицию озвучил губернатор Калининградской области Г. Боос: "Любые действия должностных лиц обжалуются либо у вышестоящих должностных лиц, либо в судебном порядке. Никак иначе я комментировать ситуацию вокруг "Автотора" не могу. Пока в суде не будет доказано, что "Автотор" нарушал законодательство Российской Федерации, в частности, Таможенный кодекс и закон об особой экономической зоне, я не буду считать "Автотор" нарушителем, - сказал губернатор. - Как и другие предприятия, "Автотор" должен иметь презумпцию невиновности, иначе никакого благоприятного инвестиционного климата в Калининградской области мы не создадим".

    Очевидно, что и областные власти, и автомобилестроители заинтересованы в скорейшем разрешении ситуации законными методами. Все понимают, что на кону стоит очень много. Остановка производства автомобилей на "Автоторе" приведет к потере более 5000 рабочих мест как на самом предприятии, так и в смежных организациях, прекращению значительных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней (в 2007 году отчисления запланированы на уровне 7 миллиардов 887 миллионов рублей). Кроме того, это грозит потерей инвестиций, исчисляемых десятками миллионов долларов, вложенных в производство иностранными компаниями BMW, General Motors, Kia Motors, Chery, а также отечественными инвесторами.

    Поделиться