В Калининграде начала работу конференция "Приграничное сотрудничество: Россия, Европейский союз и Норвегия". В мероприятии принимают участие представители нашей страны, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Совета государств Балтийского моря, Совета министров Северных государств.
До субботы участникам встречи предстоит рассмотреть вопросы двустороннего сотрудничества и формирования отношений "прикладного" характера между Россией и ЕС на примере Калининградской области. В первую очередь речь пойдет о пассажирском и грузовом транзите в свете вступления Литвы и Польши в Шенгенскую зону, совершенствовании пограничной инфраструктуры, а также социально-экономическом развитии региона.
Российскую делегацию возглавляет специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом Сергей Ястржембский. Накануне своих переговоров с еврокомиссаром по внешним связям Бенитой Ферреро-Вальднер он прокомментировал ход конференции "Российской газете".
Российская газета: Мешает ли отсутствие нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС приграничному сотрудничеству?
Сергей Ястржембский: Нет, не мешает. Мы работаем в рамках старого соглашения, которое, кстати, с первого декабря будет автоматически продлено еще на год. Новый вариант документа мы не можем начать обсуждать до тех пор, пока Евросоюз не получит мандат на ведение таких переговоров. Этого мандата ему не дает Польша.
Приграничное сотрудничество в меньшей степени, чем другие сферы нашего взаимодейстия с ЕС, могут пострадать от отсутствия нового соглашения.
Поскольку у приграничного сотрудничества уже существует множество документов, которые определяют формат данного взаимодействия. Например, в рамках программы "Северного измерения" реализуется семь конкретных проектов, в которых участвует Россия.
Эти программы финансируются как из бюджета нашей страны, так и из бюджета Евросоюза. Мы не требуем от ЕС полностью взять на себя затраты на проекты приграничного сотрудничества и хотим быть равными соучастниками при реализации проектов.
Экономическая ситуация России заметно изменилась за последние годы. У нас есть средства, которые мы можем направить на программы приграничного сотрудничества.
РГ: Какие еще проблемы, на ваш взгляд, существуют в отношениях с Брюсселем?
Ястржембский: В отношениях с Евросоюзом существуют и другие нерешенные вопросы. Например, вопрос об облегчении визового режима. С подписанием соглашения об облегчении визовых процедур между Россией и ЕС пострадавшими оказались калининградцы. Скоро Литва вступит в шенген. Это будет означать, что жителям Калининградской области придется приобретать транзитную шенгенскую визу для того, чтобы попасть на территорию "большой" России.
Существует золотое правило, согласно которому объем прав и обязанностей для граждан одной страны должен быть одинаковым. Не может быть в этом вопросе никаких исключений. Это правило в том числе касается и международных дел. Именно поэтому для калининградцев не были созданы особые условия.
Тем не менее МИД России в настоящее время поставил перед европейскими партнерами вопрос о льготных визовых условиях и упрощенном железнодорожном проезде для жителей Калининградской области. Сложность состоит в том, что ЕС не любит делать исключений. Ему проще работать в рамках жестких правил. Поэтому при всем понимании того, что визовые возможности калининградцев ухудшились, ситуация в ближайшее время вряд ли изменится.
Следующая сложность заключается в том, что с вступлением прибалтийских стран в Евросоюз отношения России и ЕС не стали лучше. Объясняется это тем, что значительная часть элит государств Балтии пытается привносить в современную повестку дня отношений ЕС и России вопросы прошлого, оценки каких-то исторических событий, а также свои внутренние фобии и комплексы. Мы категорически не согласны с такой тенденцией развития российско-европейских взаимоотношений. Историческими воспоминаниями должны заниматься ученые, историки и исследователи.
РГ: Как развиваются отношения России со странами Балтии после их присоединения к Евросоюзу?
Ястржембский: Эти отношения развиваются неодинаково. Существует ряд проблем с Эстонией и Латвией. Русскоязычное население этих государств дискриминируется во многих конкретных сферах жизни. Эта тема будет оставаться раздражителем в наших отношениях до тех пор, пока в Латвии и Эстонии не решат проблему натурализации людей, которые хотят стать полноценными гражданами этих двух стран.
В то же время была решена трудная проблема по подписанию и ратификации государственного договора о границе между Россией и Латвией. Появление этого документа оздоровило отношения между нашими странами.
Ситуация с Эстонией пока выглядит кризисной. Остается проблема с приграничным договором, подписание которого блокирует Таллин. Все это заметно отравляет российско-эстонские отношения.