Эксперт: Дорожать продукты питания будут, поскольку это мировая тенденция

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

- Вообще, продовольствие для нас - это вторая нефть, исключая, возможно, говядину, которая пока нерентабельна. Мы можем успешно экспортировать продукты питания. Сейчас эта тема, к сожалению, не обсуждается, потому что подорожание зерна на мировом рынке, увеличение экспорта вызвали рост цен на хлеб внутри страны. Но держать в уме этот резерв все-таки надо.

И выставляя сегодня барьеры для вывоза зерновых, чтобы остановить подорожание, надо не подрубить сук, на котором сидим. На случай введения экспортных пошлин мы должны иметь достаточный резерв для зерновых интервенций, чтобы не ограничить возможности наших крестьян, всего сельского хозяйства зарабатывать деньги. Что касается подорожания постного масла, то здесь нам, наоборот, придется снизить барьеры для его ввоза и насытить рынок за счет импорта.

Андрей Сизов, исполнительный директор Аналитического центра "СовЭкон":

- Что касается зернового рынка, то теоретически остановить рост цен могло бы введение экспортных пошлин. Вопрос только - каких именно. Если примут те, которые были озвучены раньше, то есть 30 процентов на ячмень - не менее 70 евро за тонну, и 10 процентов на пшеницу - не меньше 22 евро за тонну, то ячмень действительно подешевеет.

Владимир Лабинов, исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли:

- Сдержать рост цен на импортные молочные продукты и сыры можно, снизив таможенную стоимость при ввозе их в Россию.

Что же касается отечественного производства, то по надоям Россия занимает третье место в мире, производя в год свыше 30 миллионов тонн молока. Вот только качество его в мировые стандарты не вписывается. А современные технологии переработки, закупленные, как правило, в странах ЕС, рассчитаны на европейские же показатели: 4,2 процента по жиру и 3,3 процента - по белку. Так что половину производимого в России молока в переработку просто не берут. А то, которое берут, нередко "улучшают" импортными добавками, цены на которые в последние месяцы взлетели в некоторых странах на треть. Так что вся надежда на расширение национального проекта "Развитие АПК".

Евгений Иванов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка:

- Дорожать продукты питания будут, поскольку это мировая тенденция. Сдержать ее в России можно только двумя способами: наращивая собственное производство и борясь с проявлениями монополизма. К сожалению, с последним у нас дела пока обстоят плохо. Самый яркий пример тому - рынок бензина. Ведь в каждом регионе работает одна компания, которая владеет всеми нефтебазами и заправками. Естественно, она и диктует цены. До тех пор пока мы не разорвем этот узел, доля ГСМ в цене продуктов питания будет расти.

Анатолий Алтухов, заместитель директора ВНИИ экономики сельского хозяйства:

- Механизм зерновых интервенций должен включаться автоматически: превысила цена определенный потолок - без всяких согласований запустили его. А у нас уже несколько месяцев дискутируется вопрос: нужны они или нет?

Впрочем, зерновые интервенции могут снизить внутренние цены не больше чем на 10 процентов. На стоимости батона это не отразится, потому что зерновая доля в нем незначительная. А вот для животноводства - это подспорье.

Однако все-таки считаю, что проблема не в том, чтобы сбить цены, а в том, чтобы их стабилизировать. Это важно для всех сельхозпроизводителей, ведь они заключают контракты и должны быть уверены в завтрашнем дне.