Алтайские депутаты вступились за инвалидов

Алтайские депутаты призывают коллег-парламентариев из других регионов СФО выступить с совместной законодательной инициативой, чтобы упростить правила получения инвалидности.

То, что проблема с оформлением инвалидности и ее последующим подтверждением есть, сегодня никем не оспаривается. Об этом много говорится, пишется, но, к сожалению, ничего конкретного пока не предпринимается. Когда же проблема неожиданно становится твоей личной - убеждаешься: одними изменениями правил ее не решить - нужно менять всю систему социальной помощи людям с ограниченными возможностями.

Бороться или махнуть рукой

Говорят, здоровье не купишь за деньги. Перед болезнью и старостью все равны. Они не считаются с должностями, статусами, званиями и рангами. Сегодня ты бодр и здоров, а завтра - не дай бог, прикован к кровати. Об этом не хочется задумываться, во всяком случае пока это не коснется тебя близко.

Коснулось. Мир сразу сузился до одной комнаты, в которой лежит родной человек, ты пытаешься чем-то помочь, но у тебя не получается. Теперь ты в этом круге: больницы, сиделки, комиссии, "скорые"... С ужасом понимаешь, что в этой жизни все, включая медицину, - только для молодых и здоровых. Твой дед, к сожалению, уже не из их числа.

После инсульта старик прикован к кровати: частичная парализация, потеря памяти и рассудка. После 18-дневной реабилитации - приговор врачей: "Ничем помочь не можем. Оформляйте инвалидность и ухаживайте. Теперь все зависит от вас - главное хороший уход". Ухаживаем. Научились готовить супы и каши, ставить уколы, понимать несвязную речь.

С инвалидностью сложнее. Преодолели первый этап - обязательный обход всех врачей, начиная от терапевта и заканчивая психиатром. В поликлинике никого не смутило, что старик парализован - "носите по кабинетам". Когда, посидев в очереди, занесли деда к невропатологу, врач ужаснулась: "Да что ж мы в каменном веке живем, посидите, сейчас всех специалистов приглашу". Заключения врачей удалось получить быстро, но это только начало эпопеи. В медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) нашу настойчивость осадили быстро: "Запрос будем рассматривать только через четыре месяца, а вдруг ваш дедушка поправится". В 76 лет, после двух инсультов...

Еще одним откровением стало предупреждение терапевта. "Вы на первую группу даже не рассчитывайте - в лучшем случае вторая. Медицинская карточка у вашего деда слишком тонкая, ну что это - четыре листочка всего исписано. К нам знаете, с какими томами приходят...", - заявила доктор, очертив в воздухе примерную толщину медкарт реальных "претендентов" на первую группу. Мы, как люди абсолютно несведущие, очень удивились, узнав, что степень ограничения жизнедеятельности человека находится в прямой зависимости от объема записей в медицинской карте. Дед, действительно, лечиться не любил и к медикам старался не ходить - ни когда в морфлоте служил, ни позднее - когда строил в Сибири железные дороги. Только в последние годы стало старика зрение подводить - вот и появились первые записи в карте.

Узнав, что еще и на комиссию придется везти парализованного деда, мы всерьез задумались, а стоит ли мучить больного человека. Прибавка в 800 рублей к его небольшой пенсии - это всего лишь оплата услуг сиделки за два дня, мы без такой суммы можем обойтись. Но брать приступом Бюро медико-социальной экспертизы все же придется - нужна справка для оформления опеки и других документов. А так бы, наверное, махнули рукой.

В ожидании инициативы

Теперь изучаем Правила признания лица инвалидом, утвержденные правительством РФ, - хотя бы узнать, на что можно претендовать. Ни о каком четырехмесячном ожидании в этом документе нет ни слова. При представлении всех необходимых медицинских справок и направлений заявление в бюро МСЭ обязаны рассмотреть сразу и провести экспертизу. Причем медико-социальная экспертиза может проводиться и на дому (!), если гражданин не может явиться на комиссию по состоянию здоровья, и даже заочно на основании медицинских заключений. Правда, если удастся получить инвалидность, то подтверждать ее придется каждый год. Процедура эта называется переосвидетельствованием, для инвалидов первой группы она проводится один раз в два года, для второй и третьей - один раз в год. Перспектива каждый год брать штурмом МСЭК и доказывать, что твой родственник действительно неизлечимо болен, не радует. Есть, конечно (во всяком случае в Правилах), бессрочная инвалидность, но рассчитывать на нее не приходится.

Сейчас алтайские депутаты, к которым жалобы на работу системы медико-социальной экспертизы не прекращаются, пытаются подготовить законодательную инициативу по упрощению процедуры освидетельствования и переосвидетельствования. Уже дважды местные законотворцы пытались рассмотреть вопрос об обращении к правительству РФ "О внесении изменения в Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95" - на августовской и сентябрьской сессиях. Но всякий раз отправляли документ на доработку. В проекте обращения было только одно предложение - отменить обязательность переосвидетельствования инвалидов-пенсионеров.

Действительно, ежегодно тысячи пожилых людей заставляют проходить весьма унизительную процедуру подтверждения своего права на ту или иную группу инвалидности. Хотя по данным той же краевой МСЭК, предоставленным депутатам, из 4162 инвалидов-пенсионеров, прошедших в прошлом году переосвидетельствование, только восемь (!) человек не подтвердили свой статус.

Народные избранники решили: раз уж выходить с законодательной инициативой, то попытаться внести максимум поправок, касающихся не только инвалидов-пенсионеров, но и детей с ограниченными возможностями, проблем санаторно-курортного лечения, реабилитации инвалидов. А чтобы в Москве услышали этот призыв, алтайские парламентарии предложили коллегам из других регионов СФО объединить усилия и разработать совместные поправки.

Если депутатская инициатива удастся, то, возможно, законодательно что-то и поменяется, но вот изменится ли подход и отношение к этой проблеме со стороны социальных работников, сотрудников экспертных комиссия, медиков...

Комментарий

Ирина Солнцева, председатель комитета АКСНД по охране здоровья и социальной защите населения:

 - В Правилах и сейчас предусмотрено присвоение бессрочной инвалидности, и в прошлом году около 70 процентов пенсионеров, впервые обратившихся в службу медико-социальной экспертизы, были признаны инвалидами без срока переосвидетельствования. Но ведь служба МСЭ должна не только установить факт инвалидности, но определить, какая реабилитация необходима больному, в каких мерах социальной защиты он нуждается. Должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации для каждого. И здесь ежегодная консультация специалистов просто необходима.

Конечно, у нас не всегда срабатывает сама система здравоохранения - людям приходится отстаивать в очередях, сталкиваться с бездушным отношением. Как в вашем случае. К сожалению, изменения законодательства здесь не помогут. Нужна нормальная организация работы на местах. А сейчас приходится разбираться по каждому конкретному случаю, по каждой жалобе.

Что же касается нашей инициативы по внесению поправок, то сейчас председатель крайсовета Александр Назарчук связывается с руководителями законодательных органов из других регионов СФО и предлагает совместно разработать предложения по совершенствованию законодательства.