12.10.2007 01:01
    Поделиться

    Водоемы Южного Урала теряют способность к самоочищению

    Губернатор Челябинской области Петр Сумин подписал распоряжение о создании рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы "Чистая вода". Идея написать такой документ появилась еще в июле. Теперь же называют и конкретную дату его рассмотрения на заседании регионального правительства - декабрь 2007 года.

    Как добиться, чтобы разработанный специалистами документ не стал очередной экологической декларацией, а огромные средства, выделенные из областного бюджета на оздоровление водоемов, не ушли в песок. Об этом "Российская газета" расспросила ведущего научного сотрудника Челябинского отделения Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов Зинаиду Федоровну Кривопалову.

    Российская газета

    Новая программа "Чистая вода" во многом повторяет проект региональной программы "Обеспечение населения Челябинской области питьевой водой", которая была разработана министерством экологической безопасности еще в 2001 году. Правда, она так и не была реализована. Не постигнет такая же участь и нынешний документ?

    Зинаида Кривопалова

    Подобные программы в те годы разрабатывались во всех российских регионах, но они практически нигде не были утверждены. Думаю, помешала начавшаяся реформа ЖКХ, ведь неочищенные сбросы коммунальных предприятий едва ли не главный фактор, негативно влияющий на качество воды. Проект, разработанный шесть лет назад, сейчас обязательно возьмут на вооружение. При этом важно понять, что в Челябинской области основные источники водоснабжения крупных городов - это не природные воды, а искусственные водохранилища. И в Челябинске, и в Магнитогорске, и в Миассе, и в Златоусте, и в Троицке, и в Верхнеуральске. Человек построил водохранилища, но управлять ими до сих пор не научился. Как правило, вода ухудшается там, где сбрасываются коммунальные сточные воды, и вода цветет.

    РГ

    Планы природоохранных мероприятий разрабатываются в регионе каждую пятилетку, но, судя по качеству воды во многих водоемах, говорить об их высокой эффективности не приходится. Что, по-вашему, надо сделать, чтобы нынешняя программа реально заработала?

    Кривопалова

    Важно изменить подход. Мы всегда говорили о питьевой воде, а сегодня надо говорить о чистой. В чем разница? Если раньше думали в основном о технологии очистки, то нынешняя программа должны преследовать другую задачу - создать чистый источник. Чем он чище, тем менее сложная технология очистки требуется и тем более чистая вода дойдет до потребителя и здоровее будут наши люди.

    РГ

    Вы считаете, что отдельный блок в программе должен быть посвящен здоровью?

    Кривопалова

    Моя точка зрения - да, ведь нам известны случаи, когда некачественная вода становилась причиной массового заболевания людей. Вспомните вспышку желудочно кишечной инфекции в Бутаках, где в водопровод попали неочищенные воды. А летом во время интенсивного цветения водоемов у многих людей возникает аллергия.

    РГ

    С чего, по-вашему, надо начать реализацию программы?

    Кривопалова

    Необходимо провести районирование водоемов по степени риска загрязнения и их балансовый мониторинг - сколько загрязняющих веществ попадает в водоемы и как справляются они с этой нагрузкой. Почему именно сейчас? Благодаря девятилетнему многоводному периоду - какой никто не припомнит - водоемы области сейчас переполнены, благодаря обильным осадкам вода в озерах разбавилась, концентрация вредных веществ снизилась и качество воды стабилизировалось. И даже при этом во многих водоемах качество воды стремительно ухудшается. Наш институт совместно с Общественной палатой

    области только что завершил аудит состояния Каслинской системы озер. В нее входят пять озер - Силач, Сунгуль, Киреты, Большие Касли и Иртяш. Это самый большой запас пресных вод в Челябинской области. И что получилось: даже в эти многоводные годы явное ухудшение воды в четырех из пяти озер. Вода интенсивно цвела даже в сентябре. Концентрация фосфора достигла предельно допустимой величины - до 5 6 ПДК. А самоочищающая способность водоемов практически исчерпана. Касли такую воду пить уже не могут. Если сейчас не определить барьер допустимой нагрузки на водоемы, начнутся необратимые процессы. Поэтому надо срочно осуществить сброс сточных вод в более проточные водоемы - реки Караболка и Синара. Такая же ситуация с озером Кисегач. Но надо бороться не с последствиями, а с причинами загрязнения - остановить сброс в озера хозбытовых стоков коммунальных предприятий.

    РГ

    Существуют ли сегодня объективные нормативы для оценки биологического состояния озер?

    Кривопалова

    Проблема как раз в том, что так называемые ПДК оценивают воду лишь с точки зрения использования воды для питьевых целей. Но надо еще и узнать, как живет эта экосистема. Поэтому я считаю, что в программе "Чистая вода" надо переходить от нормирования с точки зрения потребления к анализу функционирования экосистемы. Должны быть разработаны региональные нормативы экологического качества воды - федеральное законодательство допускает это. Тогда мы посмотрим на наши озера с точки зрения здоровья водных объектов и их самоочищающей способности.

    РГ

    Но дальше неизбежно возникает вопрос: как остановить загрязнение?..

    Кривопалова

    Необходимо до минимума сократить сброс коммунальных сточных вод, модернизировать очистные сооружения, установить блоки для их очистки от фосфора. Но, я считаю, без специализированной организации, которая координировала бы выполнение программы, эти проблемы не решить. Сейчас водными проблемами занимаются три министерства - промышленности, экологической безопасности и строительства, а также несколько институтов и надзорных структур. Но дирижера нет, и если не будет организации, то эффекта нам не достигнуть. В 1990 году глава региона Петр Сумин создавал подобный экспертно-аналитический совет по проблемам водохозяйственного комплекса, но он просуществовал недолго. Сейчас рабочую группу по разработке программы возглавил первый вице-губернатор Владимир Дятлов.

    Справка "РГ"

    По данным Росприроднадзора, ежегодно в водоемы Челябинской области сбрасывается около 650 миллионов кубометров недостаточно очищенных сточных вод. Из них 400 миллионов приходится на предприятия ЖКХ. Из 111 коммунальных предприятий ни одно не работает с требуемыми характеристиками сточных вод. Из 212 очистных сооружений нормативно работает по-прежнему только одно - в поселке Межевом Саткинского района. К 2010 году запланировано завершение реконструкции очистных сооружений на курорте Кисегач, в поселке Полетаево Сосновского района, городах Карабаш, Миасс и Магнитогорск.

    Поделиться