В Третьяковке открылась выставка Ивана Шишкина

Юбилей живописателя родных чащоб, рощ и буреломов Третьяковская галерея решила отметить не только самой большой с 1948 года ретроспективой, но и попыткой раскрыть "творческую кухню" знаменитого передвижника. Помимо 200 произведений Ивана Шишкина, собранных по различным музеям России и СНГ и частным собраниям, на ней демонстрируются гербарии и старинные фотоаппараты.

 

Если сравнить наше морское "все" Ивана Айвазовского (его 190-летие мы отмечали летом), с нашим лесным "всем" Иваном Шишкиным, то, опуская естественные различия в их топографических предпочтениях, можно заметить определенное сходство. Говоря в современной терминологии, это - "сканирование". У Айвазовского был "сканирующий" глаз, то есть феноменальная зрительная память, позволявшая ему воспроизводить любой "вал" или "штиль". У Шишкина же - "сканирующая" рука, то есть чрезвычайно развитая моторика, ведшая его перо, иглу или резец по всем изгибам и шероховатостям ветвей, коряг и коры. Что и видно по многочисленным гравюрам и рисункам, в совокупности составляющим стержень нынешней выставки. Упреки в том, что художник при этом прибегал к фотоаппарату, не столь важны. Просто Иван Иванович рекомендовал копировать с фотографий тем, кто не мог угнаться за его мастерством. И этот чудной, механистический метод обучения к концу жизни превратился у него почти что в манию.

"Лесной царь", как его называли современники, Шишкин всегда отстаивал перспективность и особость пейзажного жанра (кстати, настаивая именно на своей специализации, он и поручил Савицкому написать тех медведей). В этом он был, конечно, своевременен: середина XIX в. - время пробуждения национального самосознания, а виды родных мест были знаком этого времени. То, что Шишкин привнес в русский пейзаж немецкую дисциплину и "ученость", может, конечно, показаться некоторой натяжкой. Но доля истины в этом есть (русская мысль в то время развивалась не без влияния немецкой философии). В пользу же того, что елабужские и сестрорецкие леса не столь отличны от Тевтонбургского, свидетельствует масса подделок под Шишкина, которые делают перелицовщики малоизвестных немецких художников. Впрочем, нынешняя "ученая" выставка в Третьяковке этой стороны науки об искусстве не касается.