Первые два, что состоялись в 2004 и 2005 годах, вызвали всплеск небывалого энтузиазма как у устроителей, так и у хозяев: ведь, несмотря на 16 лет, что существует граница между Украиной и Россией, Дом-музей Чехова в Ялте, как и весь культурный Крым, невозможно отделить от истории русского искусства. Не случайно поэтому на чеховские спектакли из Москвы, Калуги, Златоуста, Таллина, Белграда и Киева каждый раз стекалась вся Ялта. Не случайно со всех концов Украины приезжали послушать Аллу Демидову, рассказывающую о том, как Анатолий Эфрос ставил на Таганке свой легендарный "Вишневый сад". Здесь же Марлен Хуциев рисковал представить рабочие материалы своего фильма о встрече Толстого и Чехова "Невечерняя", здесь блистательный актер БДТ Валерий Ивченко интриговал публику близостью текстов Чехова и Беккета, здесь горячие споры окружали первый показ фильма Маргариты Тереховой по мотивам "Чайки". В этих горячих встречах было очевидно одно - ялтинская публика истосковалась по театру.
И есть отчего: уже долгие годы стоит на реконструкции и никак не откроется один из старейших крымских театров. Именно на его прекрасной сцене играли когда-то мхатовские артисты. Но к середине 90-х годов ялтинская труппа рассеялась, из пустующего и обветшавшего здания любители старины вывезли даже паркет. Именно потому в 2005 году директор Центра на Страстном Михаил Пушкин предложил провести фестиваль на руинах этого здания.
Эта идея тогда не реализовалась - спектакли игрались прямо в саду чеховского дома, - зато председатель Российского театрального союза Александр Калягин сделал все, чтобы отстроить полуразрушенный театр имени Чехова. Сегодня он почти готов. Именно в нем в апреле 2008 года предполагается провести четвертые "Чеховские сезоны". По замыслу организаторов они должны стать крупным международным фестивалем, посвященным чеховскому творчеству.
У организаторов "Чеховских сезонов в Ялте" - огромные амбиции. И есть отчего. Расположенная уступами на горе и сама по себе являющаяся готовым театральным пространством Ялта при известном усилии может превратиться в уникальный фестивальный нон-стоп. Михаил Пушкин утверждает, что даже на первый взгляд в Ялте можно найти как минимум двадцать театральных площадок: это и набережная, и смотровая площадка, и конная база в горах, над городом. Теперь главное, чтобы молодому фестивалю дали возможность расти и развиваться.
Ну а пока участники третьего фестиваля-лаборатории играли спектакли прямо под открытым небом. Накануне московской премьеры показал свою новую работу по чеховской "Даме с собачкой" Гарольд Стрелков. Актеры играли на фоне заходящего солнца и белой ротонды Дома творчества "Актер" в Ялте. Когда стемнело, вместе с софитами импровизированную сцену освещали огромные крымские звезды, и шум моря и лай уличных собак заглушали порой голоса актеров. Михаил Пушкин убежден, что у фестиваля в Ялте есть уникальная возможность поспорить с Авиньонским. Во всяком случае, возможностей играть прямо под открытым небом здесь не меньше, чем в старинном городе Прованса.
Помимо спектакля Гарольда Стрелкова нынешние "Сезоны" предоставили ялтинцам возможность встреч с прекрасными актерами Игорем Кашинцевым и Инной Макаровой, увидеть видеозаписи и поразмышлять о современных постановках чеховских пьес вместе с российскими и украинскими театральными критиками.
Но помимо этого "Чеховские сезоны в Ялте" преследуют еще и иную, не вполне художественную цель. Они позволяют создать в Крыму, большинство жителей которого говорят на русском языке, своеобразную дипломатическую миссию русской театральной культуры.