16.10.2007 01:30
    Поделиться

    Российские компании "стонут" от нехватки "технарей"

    Нехватка "технарей" стала притчей во языцех у HR-менеджеров
    Многие руководители искали или на данный момент ищут уникальных специалистов. Как правило, это "технари", нехватка которых стала уже притчей во языцех у HR-менеджеров. Девяностые годы c их гонкой за экономистами и юристами стали одной из причин вытеснения многих технических специальностей в разряд уникальных.

    Новые специалисты для новых реалий

    Активный подъем производственного сектора не мог не сказаться на потребности в инженерах, проектировщиках и технологах различных направлений. Но ситуация обостряется тем, считает Светлана Куличева, консультант кадрового центра "ЮНИТИ", что многие компании ищут очень узких специалистов, к примеру, обладающих опытом работы с новым оборудованием. "Многие современные промышленные предприятия обращаются к тематике разработки продуктов и усовершенствованию методов производства, - поясняет Татьяна Третьякова, директор по персоналу компании "ЮНИС". - Это, в свою очередь, требует частичной или полной модернизации технологических мощностей и организации в компании научных центров. Закупаемое оборудование отличается высокой степенью автоматизации и компьютеризации, но уникальная машина требует уникального человека". К примеру, Светлана Куличева рассказала о случае в своей практике рекрутинга, когда одной из фирм потребовался специалист в области биологии и агрохимии. "Химик-технолог по компосту" - вакансия, как оказывается, очень востребованная в компании, занимающейся выращиванием шампиньонов.

    Универсалы в цене

    Но параллельно с вакансиями, требующими узкой специализации, на рынке очень много предложений для специалистов, обладающих техническими знаниями и одновременно навыками в других направлениях. "Одна профессия - хорошо, а две или три - лучше", - считают работодатели и ищут универсалов. Одной из специальностей, которая требует знаний в нескольких конкретных областях, да еще и практических навыков, является менеджер проекта. "Чтобы сформироваться как настоящий профессионал в нашей области, - считает Ирина Пронина, заместитель генерального директора компании "Дифенс энд Констракшн", - кандидат должен постепенно подниматься по карьерной лестнице. Для менеджера проекта недостаточно просто опыта и образования в строительстве, такому человеку необходимо свободно ориентироваться в таких областях, как финансовое планирование, основы юриспруденции, управления, а также иметь большой потенциал и желание развиваться".

    Еще одна реалия нынешней ситуации в том, что многим компаниям нужны специалисты с техническими знаниями не только для производства, но и для продажи и обслуживания их продукции. "Для многих производителей важно, чтобы человек, представляющий товар заказчику, говорил с ним на одном языке. Проблема с поиском кандидата часто возникает, если объект будущих продаж редкий на рынке", - поясняет Светлана Куличева, приводя в пример различное оборудование: теплообменное, для прессования металла и даже для утрамбовки мусора на мусорном поле.

    Но углубленные знания предмета должны быть дополнены определенными профессиональными навыками, например, в сфере реализации, управления, обучения. К примеру, большинство производителей оборудования на данный момент организуют систему послепродажного сервиса своей продукции. Ее сотрудники проходят специальный курс обучения специалистами компании-производителя. "Для кадровой службы, - рассказывает специалист отдела персонала компании ARISTON Юлия Остроухова, - в 70 процентах случаев поиск сотрудников уникален. К кандидатам предъявляется комплекс требований. Должность "технического тренера" требует, помимо глубоких знаний оборудования, еще и опыта обучения персонала, а также готовности работать в компании с западным образцом управления".

    Кто ищет, тот найдет

    У всех "технарей" есть одна общая примета: их сложно найти. Однако особые требования к опыту соискателя или широкому кругу компетенций дополнительно усложняют задачу. "В одиночку работодателю нелегко сориентироваться на рынке, - считает руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Ольга Лапушкина. - Необходимо четко сформулировать карту поиска: в каких организациях трудятся специалисты, какое образование или опыт работы они имеют".

    Обращаются рекрутеры и на рынки других регионов. В пример Ольга Лапушкина приводит яхтинговый бизнес. Как оказывается, покупателей на столь престижный товар достаточно, но когда необходимо найти профессионала для его обслуживания, работодатели сталкиваются с большой проблемой. И технических специалистов для московской компании подбирать пришлось в Санкт-Петербурге и Сочи.

    Найти иголку в стоге сена очень сложно. Но что делать, если ее там просто нет? "В случае закупки импортного принципиально нового оборудования, - говорит Татьяна Третьякова, - российских специалистов, работавших с ним ранее, может просто и не быть". В этом случае, по ее мнению, существует несколько путей решения проблемы. Один из них - приглашение по контракту иностранного специалиста из компаний - производителей оборудования или технологий. Также нередко кандидата подбирают из смежной области и обучают его в том числе за границей.

    Поделиться