16.10.2007 03:30
    Поделиться

    На Кубани жителям глубинки предложили вложиться в ремонт рынка, однако эти люди могут оказаться на нем лишними

    Жители райцентра, вложившие средства в реконструкцию рынка, могут оказаться на нем лишними

    В финальную стадию вступил конфликт на Кубани между предпринимателями Кореновского муниципального рынка и властями города. Ситуацию - а она во многом типична для кубанской глубинки - обсудили депутаты райсовета. Свидетелем состоявшегося диалога стал корреспондент "РГ".

    Муниципальный рынок расположен в центре города, и учредителем его является администрация района. Лет семь назад здесь отвели дополнительные площади под торговлю, которые предложили освоить людям. Они их заасфальтировали и проложили канализацию. Сначала поставили палатки, а года три назад построили роллеты. Каждый вложил немалые средства, но начальство убедило, что они делают это для себя и затраты окупятся сторицей. Договор заключили со строительной компанией, которую порекомендовала дирекция рынка. Но на его баланс временные строения поставлены так и не были.

    Реконструкция мясного павильона тоже обошлась в копеечку: 200 тысяч рублей было потрачено на ремонт и около 400 тысяч - на закупку оборудования. И тут затраты никак не влияли на размер арендной платы за место. Когда предприниматели попытались оформить долгосрочную аренду на землю, им дали от ворот поворот. Сказали, мол, рынок готовится к акционированию, и у него совсем скоро появятся другие хозяева.

    Да еще местное руководство, дававшее разные обещания, сменилось. Сначала люди пытались отстаивать свои права поодиночке, потом решили объединиться. Так, год назад на Кореновском муниципальном рынке появился совет предпринимателей во главе с Раисой Шевлягиной.

    - Мы начали обивать пороги с просьбами узаконить свою собственность, - рассказывает Шевлягина. - Но нам предложили забрать роллеты и создавать рынок на окраине города.

    Вскоре пошли разговоры, что от муниципального рынка району одни убытки. Но куда уходят деньги за аренду?

    - Была создана депутатская группа по проверке рынка, - продолжает Шевлягина. - Оказалось, что почти 50 процентов арендных платежей уходило на зарплату обслуживающего персонала. Директор получал около 30 тысяч рублей да плюс премиальные и прочие надбавки. Когда это выплыло наружу, он перешел на работу в администрацию района. Мы предложили на эту должность свою кандидатуру, однако никто не захотел слушать.

    Между тем работы впереди - непочатый край. Ведь с первого августа на всех рынках ужесточен порядок торговли. По новому закону к этому времени рынки должны были пройти обязательную перерегистрацию. Для законной хозяйственной деятельности теперь нужно заключить договор с управляющей компанией, обзавестись паспортом безопасности, реестром продавцов и заключенных с ними договоров о предоставлении мест.

    - Мы готовы были сами взяться за создание управляющей компании, но и в этом случае получили отказ, - поясняет Шевлягина. - А ведь как минимум половина предпринимателей имеют высшее образование, люди согласны и дальше вкладывать собственные средства в наведение порядка на рынке. Была бы добрая воля властей, дело давно б уже сдвинулось с мертвой точки. А так получается, что все приходится делать задним числом. Карточки предпринимателей, к примеру, получили всего месяц назад.

    Неделей раньше в повестку дня очередной сессии районных депутатов был внесен вопрос о повышении платы за аренду торговых мест на муниципальном рынке. Перед началом сессии к зданию администрации пришло около сотни местных жителей, обратившихся к народным избранникам с просьбой разъяснить, почему рынок вдруг стал убыточным, и как расходуются собранные средства. В итоге вопрос с рассмотрения сессии сняли, а через пару дней предпринимателей пригласили на встречу с депутатами.

    Разговор с участием первого заместителя главы администрации района Анатолия Шведова продолжался почти два часа. Одни предлагали предпринимателям идти в суд и там отстаивать свои имущественные права, другие настаивали на поиске внесудебного пути решения конфликта. Договорились, что изучением проблемы еще раз займется депутатская комиссия.

    Время между тем торопит: до конца нынешнего года муниципальный рынок решено акционировать. Люди, вложившие в его реконструкцию собственные силы и средства, не теряют надежды, что и они войдут в число акционеров. Как пояснил в разговоре с корреспондентом "РГ" глава района Владимир Рудник, ни о какой продаже рынка на сторону речи не идет. Сначала пройдет акционирование, а уже потом можно вести речь о продаже акций. Интересы предпринимателей, заверил глава, ущемлены не будут.

    Комментарий

    Елена Самардак, начальник отдела услуг краевого департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя:

    - Краевой план предусматривает создание на Кубани 350 рынков. На начало августа выдано разрешение на право деятельности 297 из них, остальные - это перспектива развития. Сегодня мы вносим предложения и разрабатываем мероприятия по организации новых сельхозрынков на подведомственных муниципалитетам территориях. Проблема в явном дефиците специализированных сельхозрынков: на весь край насчитывается всего 13, в полном объеме соответствующих критериям "сельскохозяйственного". Необходимо, чтобы фермеры и граждане, имеющие личные подсобные хозяйства, могли напрямую, без перекупщиков, торговать произведенной продукцией. Тогда и цены будут доступными.

    Что касается ситуации в Кореновском районе, то в ней нужно разбираться детально. Пока могу лишь сказать, что при формировании пакета документов на муниципальный рынок были допущены определенные нарушения, исправлением которых сейчас занимаются местные власти. В ближайшее время специалисты департамента планируют побывать в Кореновске, выслушать обе стороны, помочь им сделать конструктивные шаги навстречу друг другу.

    Поделиться