16.10.2007 03:34
    Поделиться

    Урал будет экспортировать не только сырье

    Российским экспортерам приходится преодолевать государственный протекционизм
    Как известно, роль страны в мировом разделении труда определяется не столько количеством, сколько качеством ее экспорта. Увы, львиную долю того, что продает на внешнем рынке Россия, по-прежнему составляет сырье. Такую структуру экспорта в значительной степени формирует Уральский федеральный округ.

    Мировой чернорабочий

    То, что вопросы, связанные с регулированием и государственной поддержкой экспорта, особенно актуальны для товаропроизводителей УрФО, неоднократно подчеркивалось на заседании координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе, прошедшем на днях в Екатеринбурге.

    На территории УрФО добывается свыше половины всей российской нефти и газа и выплавляется более 40 процентов черных и цветных металлов. Все это - наиболее значимые позиции в перечне товаров, продаваемых нашей страной на внешнем рынке. За девять месяцев 2007 года экспорт предприятий УрФО составил 38,5 миллиарда долларов, из которых 35 миллиардов приходится на сырье и лишь 980 миллионов (2,5 процента) - на машины и оборудование (в советские годы соотношение вывозимого за границу сырья и машин было примерно пятьдесят на пятьдесят).

    Соответственно распределяются и инвестиции: 2,5 процента вложений сделано в машиностроение и 96 - в металлургию. Как подчеркнул заместитель полномочного представителя президента в УрФО Виктор Басаргин, в первую десятку крупнейших экспортеров Свердловской области входит лишь одно предприятие, производящее высокотехнологичную продукцию, - это Уралвагонзавод, все остальные - сырьевой направленности. В Челябинской области всю десятку составляют металлурги.

    По словам председателя правительства Свердловской области Виктора Кокшарова, существенную роль в том, что доля сырья в экспорте возрастает год от года, играет благоприятная конъюнктура мировых цен. С одной стороны, это приводит к более значительному росту показателей в денежном, чем в натуральном выражении, с другой - стимулирует производителей сырья больше работать на внешний, а не на внутренний рынок.

    Неуд министерству

    Тем не менее, есть на Урале и предприятия, давно и успешно выходящие на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, и именно они больше других нуждаются в господдержке. Правда, как отметил заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности одного из таких заводов Вениамин Элинсон, "если у нас экспорт продукции машиностроения составляет 2,5 процента, то работу МЭРТ можно считать неудачной". Критиковали работу федерального министерства и другие участники разговора, в частности, прошлись по деятельности уполномоченных МЭРТ в федеральных округах, которые, мол, лишь собирают информацию, не оказывая никакой реальной помощи промышленникам.

    А поддержка так необходима, и в минэкономразвития и торговли об этом знают. Как рассказала директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности МЭРТ Галина Баландина, по результатам опроса 797 предприятий-экспортеров из 71 субъекта Российской Федерации, 58 процентов из них отметили, что одной из основных причин низкой экспортной активности является отсутствие или недостаточность поддержки со стороны государства.

    Между тем еще в 2003 году в России принята концепция государственной поддержки экспортеров промышленной продукции. Она включает как финансовые меры (кредитование экспортных операций, субсидирование кредитов, государственные гарантии), так и нефинансовые, направленные на снятие ограничений для экспортеров внутри страны и государственный протекционизм на внешнем рынке.

    Что касается прямой финансовой поддержки предприятий, то на эти цели в 2006 году из федерального бюджета было направлено два миллиарда рублей. А обеспечением доступа наших заводов на рынки зарубежных стран активно занимается департамент торговых переговоров МЭРТ. По словам начальника отдела департамента Вероники Никишиной, количество ограничений в отношении российских товаров с 1992 года возросло в восемь раз, ущерб от действия только выявленных таких барьеров составляет в год два миллиарда долларов. В 2006 году департамент предотвратил такой ущерб на 500 миллионов долларов, и сумма эта могла бы быть больше, если бы сами предприятия проявляли большую активность, обращались в МЭРТ и помогали выявлять и устранять незаконно возведенные препоны на пути своего бизнеса.

    - Нас нигде не ждут, - реалистично заметил председатель координационного совета РСПП в УрФО Виктор Вексельберг. - Более того, будут использовать легальные и нелегальные способы, чтобы не пустить российские предприятия на рынки, где уже сложился баланс спроса и предложения. Нам придется преодолевать государственный протекционизм других стран.

    Не мешай танцору

    Вообще, напомнил промышленникам французскую пословицу представитель того же минэкономразвития Вадим Зингман, работа идет там, где танцуют вдвоем: если не будет инициативы со стороны самих экспортеров, и государство вряд ли сможет что-либо сделать.

    К сожалению, несмотря на тотальную информатизацию всех сфер нашей жизни, именно отсутствие необходимой информации по-прежнему порождает множество проблем. В частности, многие предприятия, по-видимому, не в курсе, что государство уже сегодня компенсирует половину расходов на аренду выставочных площадей, транспортные расходы и еще часть затрат на участие наших экспортеров в международных выставках.

    Кстати, справиться с информационным дефицитом во многом помогает созданный три года назад министерством сайт: информационно-поисковая система "Экспортные возможности России" пользуется у промышленников огромной популярностью - регистрируется до семи тысяч обращений в день. Однако, обращаются чиновники к бизнесменам, им необходимо со своей стороны предоставлять информацию в базу данных.

    Кроме того, в решении многих вопросов до сих пор недооценена роль общественных организаций и союзов бизнеса, таких, как РСПП, торгово-промышленная палата и других. В частности, именно они при поддержке министерства могли бы проводить разнообразные семинары и конференции для экспортеров.

    Впрочем, есть проблемы, которые не в состоянии решить ни бизнес, ни региональные власти, ни федеральное министерство. Эти вопросы надо адресовать законодателям. Так, большинство экспортеров крайне эмоционально рассказывает о своих мытарствах по возмещению налога на добавленную стоимость, о чрезмерной придирчивости налоговых органов, проверяющих отчетность экспортеров. Как отметил Виктор Вексельберг, в связи с большим объемом лжеэкспорта, с которым борется минфин, придумано бесчисленное количество процедур, которые мешают не преступникам, а легальному бизнесу.

    В итоге промышленники выработали ряд рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки экспорта. Коротко их суть можно свести к тому, что необходимо объединение усилий государства, бизнеса и его организованных структур, для того чтобы экспорт России рос и в количественном, и в качественном выражении.
    Поделиться