Несмотря на угрозу терактов, Владимир Путин вчера все-таки прилетел в Тегеран. Это первый визит российского руководителя в Иран более чем за 60 лет.
Владимир Путин летел в Тегеран, зная об угрозе со стороны террористов. Российский лидер должен был прилететь в столицу Ирана еще накануне вечером. Однако прибытие Путина было перенесено на вчерашнее утро. В самом Тегеране каких-то повышенных мер безопасности не наблюдалось - можно сказать, что иранские службы безопасности работали в привычном для них "суперрежиме".
Спустя пять лет после своей первой встречи в Туркменистане лидеры пяти прикаспийских государств все-таки собрались на свой второй саммит, чтобы продолжить обсуждение правового статуса Каспийского моря.
Правовой статус Каспия постепенно превращается в долгоиграющую тему. Всей пятерке - Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан - по-прежнему не удается прийти к единому мнению по ключевым вопросам совместного пользования богатого экономическими и биоресурсами региона. И главное, по разделению дна моря. Из-за этих разногласий между двумя Прикаспийскими саммитами и прошло целых пять лет. А действующие договора уже совершенно не отвечают нынешнему времени: не могут двусторонние советско-иранские документы от первой половины прошлого века регулировать вопрос, в котором количество заинтересованных сторон выросло до пяти.
Тем не менее лидеры "каспийской пятерки" оставались верны тем планам, которые они утвердили в Ашхабаде, - как только к подписанию будет готов какой-то документ, будет новая встреча в столице Ирана. Вчера эта встреча состоялась. Правда, подписав декларацию саммита, "каспийская пятерка" далеко в согласовании спорных вопросов не продвинулась. Страны сошлись во мнении, что Каспий - это регион исключительно их юрисдикции и что они намерены работать для его процветания и поддержания мира. Все частности они оставили на совесть Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Когда она увидит свет, сегодня едва ли кто-то может сказать.
"Россия всегда выступала за то, чтобы перевести диалог между прикаспийскими государствами на регулярную основу, - заявил президент России Владимир Путин на саммите. - Такой механизм, уверен, позволит обсуждать и решать в рамках "каспийской пятерки" все возникающие региональные проблемы, а главное, это открывает новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества и партнерства на Каспии".
Главный российский постулат - Каспий в значительной части должен оставаться в общем пользовании. "Мы искренне стремимся к тому, чтобы Каспийское море не разъединяло, а объединяло, связывало всех нас, и убеждены: пространство Каспия не должно быть сплошь покрыто государственными границами, секторами и исключительными зонами", - подчеркнул российский лидер. Чем меньшую часть акватории они будут занимать, считает он, тем лучше.
Россия выступает за то, чтобы у каждого государства была своя зона национальной юрисдикции шириной до 15 миль. В ее пределах страна сможет осуществлять пограничный, таможенный, санитарный и прочие виды контроля и обладать исключительными правами на рыболовство. Правда, с такой позицией многие не согласны. Казахстан предлагает увеличить эту зону до 30 миль, а Азербайджан - просто поделить весь Каспий на равные 20-процентные части и раздать каждому государству.
С разделением недр Каспия ситуация обстоит несколько проще. Во всяком случае, в северной части Россия и Казахстан уже давно на двусторонней основе определили границу своих секторов каспийского дна и успешно ведут добычу ресурсов. "Полагаем, что и по южному Каспию заинтересованные стороны найдут сбалансированное и взаимоприемлемое решение, - считает Путин. - При этом для заключения соглашения о разграничении дна в целях недропользования можно и не дожидаться выработки конвенции о правовом статусе - можно задействовать пятисторонний формат".
Возможно, ждать согласия по южной части Каспия Владимиру Путину придется еще очень долго. Лидер Азербайджана Ильхам Алиев дал вчера понять, что его страна ведет недропользование на Каспии уже много лет и уменьшать свою территорию в чью-либо пользу не собирается. А президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов недоволен тем, что, по его мнению, Баку уже влез в принадлежащую Туркмении часть Каспия. Или часть, на которую Ашхабад претендует, - дно-то на юге до сих пор не разделено. И этот "территориальный" конфликт является большой помехой для принятия общих каспийских правил игры.
Богатство Каспийского моря энергетическими ресурсами накладывает на "пятерку" и определенные обязательства, связанные с экологией. "Экологическая безопасность должна стать мерилом безопасности всех проектов на Каспии, особенно в сфере освоения и транспортировки энергоресурсов", - сказал президент России. Вопрос достаточно щепетильный и сложный, учитывая существующие проекты по прокладке транскаспийских трубопроводов. Например, "Набукко". Россия в этих проектах не участвует, и, конечно, ей не выгодны маршруты, которые могут пойти в обход ее территории. Хотя технически все эти проекты мало осуществимы, вопрос тоже остается камнем преткновения для "пятерки". Казахстан выступает за согласование подобных проектов только между теми странами, по дну которых проходит труба.
- Проекты, способные нанести серьезный ущерб экологической обстановке на всем Каспийском море, не должны и не могут реализовываться без обязательного предварительного обсуждения в рамках "каспийской пятерки" и принятия консенсусных решений в интересах нашего общего Каспия, - заявил Владимир Путин.
Другими словами - прокладка любых труб по дну моря может начинаться только после экологической и сейсмологической экспертизы проектов, одобренной всеми государствами Каспия. Потенциальные участники этих потенциальных проектов, в частности Казахстан, такой трактовке сопротивляются.
Тем не менее Путин обратил внимание на факт резкого сокращения популяции осетровых. И не только в самом Каспии, но и впадающих в него реках. "Это, пожалуй, самый очевидный показатель экологического неблагополучия в регионе", - отметил он, призвав соблюдать разумный баланс между добычей нефти и газа и укреплением экосистемы Каспия.
Но и тут у некоторых прикаспийских стран есть вопросы к России и Ирану. Нурсултан Назарбаев высказал мнение трех стран - Казахстана, Азербайджана и Туркменистана. Не нравится Астане, что Москва и Тегеран по-прежнему держат большую часть квот на лов осетровых, а остальной тройке достаются гроши.
Теперь Прикаспийские саммиты будут проходить не раз в пять лет, а ежегодно. В следующий раз главы государств договорились встретиться в Баку. А летом 2008 года в России пройдет конференция экономического сотрудничества стран Каспийского моря, на которую съедутся правительственные делегации. По словам президента Ирана, председательствовать на этой встрече будет Владимир Путин. Правда, к лету он уже должен будет покинуть нынешний пост.
Говоря о современных направлениях сотрудничества на Каспии, российский лидер высказал предложение по созданию совместной военно-морской группы оперативного реагирования "Касфор". Тем не менее, по мнению Путина, прикаспийские страны не должны предоставлять свою территорию для третьих государств в случае агрессии в отношении одного из прикаспийских государств. В совместной декларации "каспийская пятерка" также заявила о своей приверженности принципам нераспространения оружия массового уничтожения и ядерного оружия, а также подтвердила готовность всемерно бороться с терроризмом.
В Тегеране Владимир Путин не только занимался разделом Каспия. Российский лидер встретился с иранским руководством - президентом Махмудом Ахмадинежадом и духовным лидером Ирана аятоллой Сейедом Али Хаменеи и обсудил вопросы, связанные с иранской ядерной программой.