Московские и донские казаки рассорились из-за фуражек и лампас

Письмо с таким требованием направлено атаману ЦКВ Валерию Налимову и советнику президента РФ Геннадию Трошеву.

Требование разграничения по форме - лишь "надводная часть" непростых взаимоотношений между нынешними казачьими сообществами. Донцы, упирая на отсутствие исконных традиций вольницы в центральной России, ставят под сомнение саму целесообразность создания там казачьего округа.

- Это нехарактерное для казаков образование. Расположены непонятно где - там, где казаков раньше не было, а позиционируют себя как центральный федеральный орган казачества, - заявил начальник управления идеологии Всевеликого Войска Донского Владимир Воронин. - Традиционные казачьи войска образовывались и назывались по рекам, на которых селились - Донское, Кубанское, Терское. А это кто?

Каждое казачье войско исконно отличается от соседей по форме - фуражками, папахами, черкесками - и это отличие тщательно культивирует. Использование другими казаками синей формы и фуражек с околышами с самого начала вызывало тихое раздражение на Дону, но критическим моментом стала регистрация "центральными" этой формы как официальной.

-  Они же понятия не имеют, что такое казачество! Ограничиваются только ношением форменной одежды и "брошек" - различных знаков отличия, - возмущается Воронин. - Десять лет назад нас называли ряжеными, потому что казачью форму носили все, кому не лень. Кто-то рыбу продавал в генеральской форме и с лампасами, а кто-то и просто под забором валялся. Раз в Москве придумали свое войско - пусть придумывают себе и форму.

Для большинства жителей  Дона "форменные" недоразумения - вовсе не повод для ссоры между казаками разных округов, а скорее, хороший повод напомнить общественности о себе, вроде недавних постановлений о радикальном повышении рождаемости среди казаков (до пяти детей в каждой семье) или создании экологических поселений.

Мнение

Александр Кожин, председатель ростовского регионального отделения общества по охране памятников истории и культуры:

- Претензии к форме малопонятны: в Москве другую форму и не могут носить - своих казаков там никогда не было. Запрет на ношение донской формы в Москве - немного театрализованный подход к делу и уж точно не тот случай, который требует решения войскового круга. Сейчас штаны с казачьими лампасами скорее имеет вид членства в военно-исторических клубах, где можно носить форму казаков или наполеоновских гренадеров, членов средневековых рыцарских орденов или белогвардейских частей. Близкая по нелогичности акция - недавнее решение другой казачьей структуры поставить в Новочеркасске третий по счету (!) памятник атаману Платову.