Меньше чем за год в Златоустовском детдоме произошло уже третье самоубийство

 

 

Вчера завершилась доследственная проверка по факту гибели 14-летней воспитанницы Златоустовского детского дома "Теремок".

Она покончила с собой, спрятавшись в одежном шкафу. До нее в лесном массиве близ детского дома свели счеты с жизнью еще два подростка. Следствие признаков преступления не усмотрело. Однако не исключает, что три загадочных самоубийства взаимосвязаны.

Все трое подростков ушли из жизни без объяснения причин, не оставив даже предсмертной записки (о первых двух ЧП "РГ" сообщала в материале "Тень "Теремка" 23 марта). О том, что толкнуло их на трагический поступок, остается только догадываться. В этом возрасте спровоцировать непоправимый шаг может любая ссора со сверстником, косой взгляд или недоброе слово взрослого. Никаких признаков доведения до самоубийства две прокурорские проверки и нынешняя проверка городского отдела Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ не установила. Ребят не истязали, каких либо серьезных конфликтов со сверстниками или взрослыми у них перед смертью не было.

Интересно, что все трое хорошо знали друг друга. Мальчишки были приятелями, состояли в одной компании, доставлявшей немало хлопот взрослым. Девочка в эту компанию не входила. Однако погибших знала и, по некоторым данным, была с ними в хороших отношениях.

Компания не раз попадала в поле зрения правоохранительных органов, мальчишки привлекались за мелкие кражи. Ушедший из жизни 16-летний воспитанник детского дома в январе этого года был условно осужден. А верховодил у мальчишек тоже бывший воспитанник "Теремка", уже отбывший наказание за кражу.

Первым ушел из жизни приятель детдомовцев из соседнего двора. Жизнь мальчишки из неблагополучной семьи мало чем отличалась от той, что вели его ровесники из детдома. Вместе проводили время за пивом и клеем, "выкоробчивали" деньги криминальными похождениями. Поэтому никто не удивился, когда тело мальчишки обнаружили неподалеку от "Теремка".

Вслед за ним в этот же лес ушел воспитанник детского дома 16-летний Станислав Абдулин. Следствие располагает информацией, что мальчишка тяжело переживал смерть друга. Однако могло ли это подтолкнуть его к суициду? Или он просто пошел по пути, указанному товарищем?

Тело Стаса на дереве возле детдома обнаружил лидер местной шпаны. По одной из версий, именно он толкал подростков на противоправные поступки - заставлял добывать деньги на недетские удовольствия. Однако, изучив версию о его причастности к трагедии, следствие от нее отказалось.

Вчера истек 10-дневный срок доследственной проверки по факту гибели 14-летней Анастасии Полониной. Опросив всех сотрудников детского дома и его воспитанников, следователи вновь не обнаружили ни одного обстоятельства, указывающего на то, что девочке помогли уйти из жизни. Кроме одного: со слов свидетелей, незадолго до смерти Анастасия рассказала девчонкам - видела во сне Стаса, и он ее звал к себеЕ

Во всем остальном мартовская история повторяется с точностью. Как и Станислава, Анастасии хватились только вечером. В злополучную субботу, 6 октября, воспитанники "Теремка", как обычно, занимались своими делами. Другими словами, были предоставлены сами себе. Целая компания отправилась гулять в город, и Настю начали искать лишь после того, как она не вернулась в детдом вместе с другими девчонками. Нашли в шкафуЕ

С директором детского дома связаться не удалось. Секретарь вежливо сообщила, что он у себя в кабинете и очень занят. Поэтому на вопросы "РГ" ответить не может.

В Златоустовском управлении соцзащиты, которому подчиняется "Теремок", корреспонденту "РГ" сообщили, что по результатам мартовского ЧП проведена служебная проверка, должностные лица, оставившие воспитанников без присмотра, получили дисциплинарные взыскания. Сейчас предстоит еще более глубоко изучить ситуацию в "Теремке". Проблема подросткового суицида стоит очень остро и требует постоянного внимания общественности. Усилиями специалистов одной социальной сферы ее не решить. К сожалению, в детей подчас вкладываются деньги, а не души.

комментарий

Андрей Морозов, руководитель Златоустовского отдела Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ:

- Мы приняли решение об отказе в возбуждении уголовного дела по 105-й и 110-й статьям Уголовного кодекса. Никаких фактов, указывающих на возможность насильственной смерти или доведения до самоубийства, доследственная проверка не выявила. Девочка поступила в детский дом в декабре прошлого года. Была направлена туда постановлением главы администрации после смерти матери. Отца девочка не знала. Он умер еще в 1994 году, почти через год после ее рождения. Несмотря на то что серьезных нарушений в работе детского дома не обнаружено, проверка выявила факт недобросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей со стороны персонала. Дело в том, что при устройстве девочки в детдом ее осматривал психолог, который сделал вывод о ее эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости и рекомендовал индивидуальную профилактическую работу. Однако, как следует из личного дела погибшей, рекомендации выполнены не были. Девочка ранимо реагировала на замечания старших. Когда учительница попросила ее не так ярко красить губы, она восприняла это как личное оскорбление. В сентябре девочка стала героиней некрасивого инцидента - вместе с подругой она побила мальчика. Как явствует из показаний окружающих, Анастасия сильно переживала и очень боялась, что ее накажут. Может быть, все это и сыграло роковую роль.