17.10.2007 04:00
    Поделиться

    Андрей Шитов: Американским судам закон не указ

    Американским судам закон - и собственный, и тем более международный - писан лишь постольку, поскольку они сами согласны это признавать. Такой подход нередко вызывает возмущение за пределами США, но самим служителям американской Фемиды представляется единственно возможным. Ради отстаивания своих прерогатив они идут порой на самые крайние меры. Подтверждением тому стал необычный спор между президентом Джорджем Бушем и его родным штатом Техас, разбиравшийся на днях в Верховном суде США.

    Для истца - мексиканца Хосе Медельина - речь шла в буквальном смысле слова о жизни и смерти. В 1994 году техасский суд приговорил его к смертной казни за соучастие в изнасиловании и убийстве двух девочек-подростков в Хьюстоне. Оспаривая этот вердикт, Медельин задним числом стал ссылаться на то, что полиция в свое время не уведомила его о праве на консульскую помощь, предусмотренном Венской конвенцией 1963 года.

    Мексика обратилась в Международный суд в Гааге, и тот в 2004 году постановил: США обязаны пересмотреть полсотни сомнительных приговоров, в том числе вынесенный в отношении Медельина. Однако американские суды отказали заключенному в повторном разбирательстве. После этого Джордж Буш издал распоряжение о том, что суды в штатах США обязаны выполнить вердикт Гаагского суда. Техасцы против такого требования восстали, и в результате дело Медельина вновь дошло до Верховного суда США. А тот отказался его рассматривать.

    Теперь, правда, речь по сути шла уже не о правах обвиняемого, а о прерогативах президента страны. Техасские власти утверждали: их бывший губернатор не имел права указывать судам, как им поступать. Как написала по этому поводу газета "Даллас морнинг ньюс", "официальная и взвешенная позиция штата Техас заключается в том, что президент Буш проявляет конституционную безграмотность и самоуправство". По словам издания, с таким определением работы главы государства солидарны 28 штатов страны, два бывших генеральных прокурора, трое бывших генеральных стряпчих, представлявших правительство в Верховном суде, а также "ведущие правоведы - как либеральные, так и консервативные".

    Один из таких специалистов, профессор Темплского университета в Филадельфии Данкен Холлис заверил меня, что конституция США признает обязательную силу международных договоров для судов в штатах. "Собственно говоря, конституция и появилась у нас отчасти из-за того, что в конце ХVIII века суды в США не признавали договорные обязательства федерального правительства, - сказал он. - Пришлось специально оговаривать это в Основном законе".

    Проблема, однако, в том, что та же Венская конвенция не требует каких-либо конкретных действий от техасских судов. И те считают, что заставлять их предпринимать такие действия исполнительная власть не вправе. То есть, с их точки зрения, вопрос не в международных обязательствах, которых в общем-то никто не оспаривал, а в принципе разделения властей.

    Конечно, зарубежных партнеров США прежде всего интересует, будут ли в Америке соблюдаться нормы международного права. Однако данный случай вряд ли это прояснит. "У Верховного суда есть хорошая возможность, чтобы вынести суждение о роли международного права и соблюдении договоров, но не думаю, что он ею воспользуется", - сказал по этому поводу Холлис. А на вопрос о том, давал ли вообще Верховный суд США такие фундаментальные оценки, он ответил: "Если и да, то не в нынешнем столетии".

    Ход самого заседания, очевидно, подтвердил скептицизм Холлиса. По свидетельству газеты "Лигал таймс", члены Верховного суда, особенно его "консервативное крыло", выражали "глубокое сомнение в праве Буша навязывать штатам против их желания решение Международного суда". Но еще больше судей волновали, кажется, их собственные прерогативы, утверждает издание. Окончательный вердикт по конфликту между президентом и судами ожидается к будущему лету.

    Оспаривая порядок применения международных законов в собственной стране, американские суды нередко без стеснения сами "залезают в чужой огород". Не далее как в начале сентября окружной федеральный суд США в Вашингтоне "обязал" Иран выплатить 2,65 млрд долларов родственникам военнослужащих, погибших в 1983 г. в результате взрыва у казармы морских пехотинцев США в Бейруте.

    Как пояснил Холлис, основанием для такого рода решений американских судов могут служить специальные акты конгресса, допускающие возбуждение исков, например против "стран, поддерживающих терроризм". Но и без них существует давний, проверенный инструмент - так называемый закон о притязаниях иностранцев по поводу личного ущерба. Он был принят в 1789 году и целиком укладывается в одну-единственную фразу: "Окружные суды (США) имеют юрисдикцию суда первой инстанции по любым гражданским искам, возбуждаемым иностранцами только по поводу личного ущерба, нанесенного в нарушение права народов (международного права. - Прим. авт.) или договора Соединенных Штатов".

    Если верить организации "Хьюман райтс уотч", изначально цель закона, позволявшего иностранцам "выяснять отношения" между собой в американских судах, заключалась скорее всего в том, чтобы убедить европейцев: новорожденные Соединенные Штаты не станут служить безопасным укрытием для пиратов. В наши дни он все чаще используется для возбуждения в США исков по поводу нарушения прав человека за рубежом. Бизнес, кстати, пытается это оспаривать. Известен прецедент, когда администрация Джорджа Буша стала в подобном споре на сторону нефтяной компании UNOCAL, которую группа бирманцев обвиняла в использовании рабского труда.

    Разумеется, даже наличие решения суда в США о взыскании средств, скажем, с того же Ирана не дает истцам никаких гарантий, что им действительно что-либо выплатят. Но само по себе такое решение придает их притязаниям видимость законности и соответственно приобретает политическое звучание. "В этом смысле можно говорить о политическом эффекте судебных решений", - сказал Холлис, хотя признаков политизированности в действиях самих судов в США - "возможно, за немногими исключениями", - он, по его словам, все же не наблюдает.

    Конечно, и американская система допускает определенное влияние исполнительной ветви власти на судебную. В конце концов выдвижение федеральных судей - прерогатива президента страны, и Белый дом старается подбирать кандидатуры "идейно близких" себе юристов. Многие считают, что кадровые назначения в судебной системе - самый "долгоиграющий" и вообще едва ли не самый главный компонент идейно-политического наследия любого президента.

    Поделиться