После выхода этого документа у читателей "РГ" возникли многочисленные вопросы. Попробуем хотя бы отчасти восполнить этот информационный вакуум.
Прежде всего нужно ответить на, казалось бы, элементарный вопрос: "А кого касается это решение правительства?". Уже пришлось встретиться с мнением, что речь идет о чиновниках (государственных служащих). Это не так. На новые системы оплаты труда переходят те, кто работает в федеральных бюджетных учреждениях - в вузах, медицинских центрах, академической науке, Большом театре, Эрмитаже и так далее. А также те, кто состоит в гражданском персонале воинских частей и других правоохранительных федеральных структур. В общей сложности это несколько миллионов человек.
Более сложный вопрос: "С какого числа эти новые системы начинают применяться?". В постановлении сказано - с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2007 года. Конкретная дата самостоятельно устанавливается каждой правительственной структурой (министерством, агентством или службой) по отношению к подведомственным ей учреждениям.
Сразу возникает следующий вопрос: "А от чего зависит конкретная дата?". И тут мы вступаем в область предположений. Скорее всего, новые системы оплаты труда придется вводить задним числом. Например, минздравсоцразвития даны конкретные поручения, а крайний срок одного из них - середина следующего года. Во-первых, в 3-месячный срок министерство должно утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Во-вторых, до 31 марта 2008 года утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и согласованных с соответствующими профсоюзами. В-третьих, до 1 июля 2008 года внести предложения по установлению базовых окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В-четвертых, разработать и утвердить методические рекомендации по введению новых систем оплаты труда. Непонятно, почему все эти документы не подготовили к дате подписания постановления. Ведь разговоры об уходе от Единой тарифной сетки ведутся еще с конца 1990-х, а 122-м федеральным законом, принятым в августе уже далекого 2004 года, эта необходимость была зафиксирована официально.
Однако вернемся к сути проблемы. Из каких частей будет состоять зарплата федерального бюджетника? В основе - базовый должностной оклад. Его дополнят надбавки компенсационного и стимулирующего характера. Пока можно только догадываться, что компенсироваться будут особые условия труда (например, работа в ночное время, с вредной для здоровья аппаратурой). Что касается стимулирующих надбавок, то они, видимо, будут связаны с наличием ученой степени, стажем работы и конкретными результатам труда.
Будем надеяться, что минздравсоцразвития разработает достаточно гибкую систему всех этих надбавок и предложит разумные критерии оценки профессионального уровня для занятия той или иной должности. Ведь размеры окладов, ставок заработной платы будут устанавливаться руководителем. И надо, с одной стороны, избежать уравниловки и формализма, а с другой - не создавать ситуаций, когда у руководителя учреждения появится узаконенная возможность произвола и субъективизма в отношении подбора персонала и оценки труда каждого конкретного человека. Здесь крайне важна публичность предстоящей работы, открытость минздравсоцразвития по отношению к профсоюзам и экспертному мнению.
Это тем более необходимо потому, что новые системы оплаты труда, включая размеры должностных окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, должны устанавливаться в том числе и коллективными договорами. Правда, пока не совсем понятно: в этих договорах будут зафиксированы лишь наиболее общие элементы системы оплаты труда в данном учреждении? Или все-таки станут указывать, например, вилки размеров должностных окладов и надбавок, увязываемых с результатами труда? А руководитель уже будет устанавливать конкретные денежные выплаты в рамках этих вилок.
Кстати, в оплате труда руководителя бюджетного учреждения предложен целый ряд новаций. Его должностной оклад будет составлять три размера средней заработной платы работников основного персонала учреждения. Но на практике различия, конечно же, будут больше. Ведь постановлением правительства федеральный орган исполнительной власти (или иной госорган, организация), в ведении которого находится бюджетное учреждение, сможет устанавливать его руководителю выплаты стимулирующего характера, которые "определяются с учетом результатов деятельности учреждения". И деньги на это выделяются немалые - до 5 процентов ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала.
Правда, тут появляется, казалось бы, почти грамматический вопрос: "Эти 5 процентов пойдут на поощрение труда только руководителя или, как сказано в тексте решения правительства, "руководителям", то есть и его заместителям. На практике распределение этих 5 процентов может оказаться очень серьезной проблемой - их использование должно быть максимально гласным и открытым для трудового коллектива и строиться на основе понятных и объективных критериев. При этом важно установить и какой-то верхний предел дифференциации фактических заработков руководителя и специалиста. Тем более что постановлением правительства делается частичная попытка установить его в отношении заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений. Их должностные оклады устанавливаются на 10-30 процентов ниже окладов руководителей учреждений.
Конечно, нужно дать ответ и на самый главный вопрос: "Приведет ли введение новых систем оплаты труда бюджетников к повышению их заработков? В постановлении сказано, что заработная плата работников и персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат) по новой системе не может быть меньше той, которая выплачивалась раньше. При условии, конечно, что сохраняются прежние объемы должностных обязанностей, выполняемой работы и квалификация сотрудника. В переводе на обыденный язык: если работник остается на прежней позиции, то сумма его базового оклада и компенсирующих надбавок (если они есть) не должна уменьшиться. А вот за счет премий и иных стимулирующих надбавок итоговый заработок может как снизиться, так и увеличиться. Тут появляется новый вопрос: "А какова будет процедура установления размера оплаты труда каждому конкретному сотруднику? Все отдается на откуп руководителю учреждения или будут присутствовать какие-то элементы гласности?". Тут тем более будут важны методические указания и разъяснения минздравсоцразвития. Так что, как видим, на многие конкретные вопросы ответов пока нет. И самое главное: непонятно - приведут ли эти изменения к улучшению качества работы бюджетной сферы и ощутимому повышению оплаты труда тех, кто там занят.