18.10.2007 00:00
    Поделиться

    Новой системой начисления зарплаты недовольно большинство учителей

    Учителя области бурно обсуждают плюсы и минусы перехода на иную систему расчетов - без привычной уравниловки по единой тарифной сетке. И уже подготовили свои предложения для того, чтобы сгладить явные несоответствия и проблемные вопросы. Все они будут обобщены и отправлены в Министерство образования и науки РФ.

    С 1 сентября составные учительских заработков были поделены на базовую и стимулирующие части, что предполагалось комплексной системой модернизации образования, на которую Воронежская область перешла в составе 22 регионов. Подразумевалось, что в среднем базовая часть подрастет на 23 процента. 15 процентов обязуется добавить федеральный бюджет. Но суммы зарплат, за которые расписались в ведомостях за первый месяц учебного года, удовлетворили не всех - уж слишком они были разные. Заметно выше - у педагогов начальных классов, ниже - у предметников. Дело в том, что базовая часть оплаты труда не могла быть равной для всех - на нее влияли слишком многие добавочные коэффициенты - наполняемость класса (по нормативу 25 учеников), количество часов, квалификация учителя, интенсивность труда, его отдача, трудность предмета, неблагоприятные условия на уроках химии, информатики, результаты ЕГЭ и так далее. Все это учитывалось, но при условии, чтобы никто в результате перемен не получил меньше, чем раньше. Но так не вышло. В среднем получилось повышение всего на 5-7 процентов, что говорит о недоработанности системы.

    Большие возможности для увеличения суммы давал стимулирующий фонд. По сравнению со старым надтарифным, из которого членам педколлектива перепадали премии, он вырос с 25 до 30 процентов. Но добавку к зарплате тоже надо было заслужить. Каждая школа получила право самостоятельно разработать положение, то есть правила игры, по которым администрация, профсоюз, общественность в лице родителей должны стимулировать педагогов за безупречный и творческий труд и зримую отдачу от инновационных уроков. Последнее предполагает возросший интерес к предмету со стороны учеников, их участие в олимпиадах, конкурсах, исследованиях и просто активность в классе.

    Поскольку фонд оплаты труда увеличился незначительно, в школах пришлось поискать так называемые "внутренние резервы". Когда поискали, резервы обнаружили немалые - в иных школах, как рассказал начальник отдела образования Воронежа Павел Бондарев, дальновидные директора держали до девяти пустующих вакансий - с той же, кстати, целью: чтобы увеличить фонд оплаты. Но сегодня другое дело - школы оказались не заинтересованы в социальных педагогах, дефектологах и логопедах, психологах, совместителях, пионервожатых. Немедля упразднили их и ставки дополнительных завучей, консультантов, начальников отделов кадров и прочих, что напридумывали уже сами директора. Фонд оплаты в итоге получился иным в каждой школе, но все равно на новую зарплату учителей в соответствии с предложенными коэффициентами оказалось не достаточно. Воронежу, к примеру, не хватало до конца года 35 миллионов рублей. Выручило главное управление образования области, получившее летом на участие в пилотном проекте комплексной модернизации образования грант.

    В Коминтерновском районе Воронежа проанализировали составные заработков в 26 школах - пока без добавки из стимулирующих фондов. Учителя начальных классов вместо 4 тысяч рублей в среднем получили за сентябрь по 7-8 тысяч. Рост составил до 67 процентов - за счет того, что стоимость образовательной услуги в начальном звене оказалась выше. У предметников, работающих в средних и старших классах обычных школ, к удивлению, получилось меньше (рост в среднем на 19 процентов). В гимназии имени Кольцова и других инновационных образовательных учреждениях зарплаты педагогов выросли в целом до 51 процента. Зато в сельских школах, где наполняемость классов по определению не могла уложиться в норму, учителя в сентябре получили даже меньше, чем раньше. С этим надо было что-то делать - либо снижать зарплату "начальникам", либо подтягивать ее предметникам.

    Отсылая в главное управление образования предложения по регулированию видимых шероховатостей при начислении зарплаты учителям, городской отдел образования предложил второй вариант - повысить стоимость образовательной услуги учителей средних и старших классов.

    К тому же выяснилось, что выпали из общего внимания педагоги, занимающиеся с больными детьми на дому: стоимость их урока в городе осталась прежней - 14 рублей в час (за преподавание в классе поднялась до 60 рублей). Парадокс, но в сельской местности стоимость обучения ребенка на дому за один час обходится около 3 рублей.

    мнение

    Тамара Бирюкова,
    председатель профсоюза работников образования и науки Воронежской области:

    - Мы настаиваем на том, чтобы размер тарифных ставок учителям был вначале повышен на 15 процентов. Это решение было принято на трехсторонней согласительной комиссии России еще год назад. А уж после и накручивали бы на них все предложенные добавки. Подавляющее большинство педагогов работают на полторы ставки, то есть ведут не 18, а 24 часа в неделю. Добавки на них уже не распространились, как не попали они и тем, у кого меньше часов преподавания. В итоге учителя сельских школ вообще не почувствовали увеличения зарплат, к примеру, большая часть рамонских учителей получила в сентябре меньше 4 тысяч рублей, а директора школ - по 3 тысячи.

    Второе предложение профсоюзов - внести в новую систему оплаты труда существенные изменения. Третье - сделать стабильной базовую часть зарплаты школьным работникам.

    Павел Бондарев,
    руководитель городского отдела образования:

    - Чтобы не создавать проблемы, нет смысла делить учителей на три категории и в зависимости от этого начислять зарплату. Кроме того, неэтично повышать зарплату учителям, но оставлять на единой тарифной сетке обслуживающий персонал - уборщиц, электриков, сторожей.

    Яков Львович,
    руководитель главного управления образования области:

    - Все лето мы проводили учебу директоров и бухгалтеров школ, знакомили их с методикой расчетов зарплат новой системы оплаты труда и определения рейтинговой планки каждого учителя. По всему выходило, что заработок в среднем должен увеличиться на 38,2 процента. Но на деле действительно вышло по-другому. Только 35 процентов школ полностью выполнили положение, и в них учителя в сентябре получили значительно выше. Группа школ (20 процентов) в сентябре решили пока посчитать зарплату по-старому, а на новую систему перейти с октября. Мотивировали тем, что так и не поняли, как определить стоимость бюджетной услуги каждому учителю в зависимости от повышающих коэффициентов. Вот этого мы предвидеть не могли, и сейчас, с привлечением коллег из тех школ, где разобрались с расчетами, индивидуально обучаем каждого бухгалтера и директора.

    Поделиться