Последняя "прямая линия" с народом для президента, пожалуй, стала самой непростой из всех шести. Не из-за сожаления о том, что в следующем году у Владимира Путина такого диалога уже не будет. Отвечая на вопросы граждан, глава государства как "первый номер" списка "Единой России" старался не позволять себе предвыборной агитации.
Будущие парламентские выборы, в которых Владимир Путин по собственной воле стал не просто наблюдателем, а непосредственным участником, вносили в "прямую линию" свою интригу. Кто-то в словах президента искал ответы на наболевшие социально-экономические вопросы, а кто-то - скрытые или, может, даже явные призывы голосовать за нужную партию. С уверенностью можно сказать, что ожидания последних Владимир Путин вчера так и не удовлетворил. С народом он говорил исключительно от первого, президентского лица. И беспартийного, как сам подчеркнул в ходе беседы. "Мы все должны исполнять действующее законодательство", - подчеркнул Путин после "прямой линии", общаясь с журналистами. Он подробно аргументировал, почему делает тот или иной шаг, но агитации себе не позволял.
Надо сказать, что и среди прозвучавших в эфире вопросов к внутрироссийской политике относились единицы - граждане вели себя более чем аполитично, лишь иногда позволяя себе эмоции по скорым политическим переменам. Одна из прозвонившихся в эфир женщин в ответ на приветствие телевизионного корреспондента заявила, что будет разговаривать только с президентом.
- Это вы? - эмоции вырвались наружу. - Это правда вы? И раньше все время были вы?
- Огромное вам спасибо! - вырвалось у женщины, и раздались гудки.
Шестая "прямая линия", как и несколько последних, получилась в большей степени социальной. Из 68 вопросов, на которые президент успел ответить, почти половина (31) так или иначе касались социальной сферы. Владимир Путин обещал обустроить жизнь жителей Дальнего Востока, повысить военные пенсии, компенсировать многодетным семьям расходы на детские сады, повысить в три раза государственные расходы на программы искусственного оплодотворения, вернуть северный стаж и перерассчитать северные пенсии. "Я знаю, где взять деньги", - успокаивал Путин.
Предвыборных вопросов по сути оказалось всего два. Один из них был более чем очевидным, что показывал и шорт-лист вопросов накануне "прямой линии". Екатеринбург попытался выяснить у главы государства, что же из себя представляет так называемый "План Путина". "Все это по отдельным аспектам можно назвать стратегией планового развития страны, - начал лавировать во исполнение закона Путин. - Но если в условиях предвыборной борьбы в парламент кто-то решает персонифицировать и связать это с именем действующего президента, это можно отнести к разряду политических технологий".
В течение нескольких лет подряд, пояснил он, многие эксперты работали над развитием страны. Эта работа регулярно выливалась в Послания Федеральному Собранию и, по мнению Путина, в совокупности является стратегией развития России. Стратегией совершенно конкретной и востребованной.
Наконец в Казани мужчина, предметом особой гордости которого, кажется, является беспартийная схожесть с президентом, спросил у главы государства, чем же нынешние парламентские выборы такие особенные, что Путин решился возглавить федеральный список "Единой России"? Здесь у главы государства были все шансы перешагнуть грань закона, но этого все-таки не произошло. Он вспомнил 90-е годы, когда разношерстный и "недееспособный" парламент принимал популистские, а не выверенные решения. "Крайне важно, чтобы парламент после выборов в 2007 году был дееспособным, - считает Путин. - Таким ключевым элементом дееспособности парламента в предыдущие годы была "Единая Россия". Именно поэтому я и принял решение возглавить ее список".
Можно долго рассуждать, говорил ли при этом Владимир Путин как президент, давая оценку работе парламента в разные годы, или все-таки в его словах было больше от "первого номера" списка "Единой России". Главный надзиратель избирательного законодательства, глава ЦИК Владимир Чуров после "прямой линии" ответственно заявил, что глава государства, общаясь с народом, ни на йоту не отступил от законодательства.
Аполитичность беседы президента с народом с удовольствием принялись компенсировать журналисты, с которыми Путин вышел побеседовать по горячим следам. Парламентскую тему живо продолжили - сколько партий, по мнению президента, после выборов 2 декабря пройдет в Думу.
- Количество партий в парламенте зависит только от выбора избирателей, - был предельно краток президент. - На мой взгляд, наличие оппозиционных сил левого, праволиберального толка будет очень полезным. Но выборы покажут, кто пройдет в парламент.
В связи с "Планом Путина" у президента спросили, когда Россия сможет перейти от сегодняшнего ручного к автоматическому управлению. В последние годы, обосновывая свою политику, Владимир Путин часто отсылал к временам Великой депрессии в США и правлению президента Рузвельта. Поступил он так и в этот раз, напомнив, что Рузвельт тоже предложил среднесрочный план развития страны, который был подвергнут критике со стороны элиты. Но в итоге прав оказался Рузвельт.
"Ничего уникального мы не делаем - выходя из системного кризиса, мы вынуждены многое делать в так называемом ручном режиме, - заявил Путин, возвращаясь к нашим временам и действительности. - Когда правовая, экономическая, социальная базы у нас подрастут и будут устойчивыми, тогда не потребуется ручного управления". Хотя и тогда многое будет зависеть от того, какие решения принимаются президентом и правительством. До перехода России в автоматический режим, по оценкам Путина, надо ждать еще 15-20 лет.
Журналисты быстро уцепились за подкинутый президентом посыл об управленческой роли высшего руководства страны. Не следует ли России, по примеру некоторых западных демократий, перераспределить степень влияния между президентом и правительством, уточнили у Путина. Подвох был очевиден президенту.
"Отдаю должное вашей изобретательности", - улыбнулся глава государства, понимая, что намекают на его возможное будущее премьерство. Он уточнил, что сегодня в России не два центра власти, а один. И это президент, а еще точнее, президент с парламентом (уточнение накануне выборов). "Правительство - основной орган исполнительной власти, никто не собирается отбирать у правительства какие-то функции или, наоборот, нагружать ими", - считает Путин. Дав кабинету министров дополнительные функции, в стране тем самым создали бы двоевластие.
- Нужно создать более эффективное... (здесь Путин выдержал очень долгую паузу, словно подбирая слова. - Прим. "РГ") взаимодействие между исполнительной, судебной, законодательной властями, - убежден президент. - По этому пути мы должны строить свою государственность. Но внутри исполнительной власти перераспределение полномочий, во всяком случае в ближайшей исторической перспективе, было бы ошибкой.
Что касается работы нового правительства во главе с премьером Виктором Зубковым, то ею президент доволен. Как минимум кабинет министров стал работать энергичнее и эффективнее, а именно этого, признался Путин, он и добивался. Даже готовясь к "прямой линии", глава государства постоянно связывался по телефону с двумя новыми министрами - главами минздравсоцразвития Татьяной Голиковой и минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной. "Вновь назначенные министры - очень хорошие специалисты, и им не нужно было времени на раскачку", - отметил президент.
Как уже говорилось выше, для Владимира Путина эта беседа с народом была последней в должности президента. В конце ее глава государства поблагодарил всех граждан, которые эти годы посылали ему вопросы, звонили, шли на прямые эфиры. "Это очень хороший срез общественного мнения по тем или иным вопросам, своего рода уникальный социальный опрос по тем или иным направлениям", - отметил он после беседы журналистам. Опрос, который побуждает власти реагировать. "Мне ясно, что такое общение востребовано", - заключил он. Только будет ли следующий президент практиковать подобное, известно только ему одному.
- Жалеете, что это ваша последняя "прямая линия"? - спросили у Путина.
- Лучше вообще ни о чем не жалеть - нужно строить планы на будущее, - порекомендовал на прощание президент.