Садоводы Южного Урала готовятся к зимним погромам и воровству

Завершился огородный сезон. Заядлые садоводы, все лето холившие свои грядки и клумбы, начинают переживать, что же будет с их хозяйством зимой. И не зря.

Ни для кого не секрет, что с октября по апрель пустые садовые участки подвергаются набегам охотников за легкой наживой. Нередки случаи, когда садоводам по два­три раза за зиму приходится выгребать осколки стекол, менять замки и подсчитывать убытки. Милиция крайне неохотно расследует эти преступления.

Берегите краны

Портрет садовых злодеев нарисовал председатель регионального отделения Союза садоводов России, садовод с многолетним стажем Николай Протас.

- Чаще всего это наркозависимые молодые люди, - рассказывает Николай Протас. - Многие из них вполне прилично одеты - о таких ни за что не подумаешь, что они станут шарить по садовым домикам в поисках любых металлических изделий. Самый опасный период, конечно же, зима. Весной и летом мало кто рискует лазить по участкам, слишком много садоводов в теплые месяцы живут на природе. Вандализм начинается с наступлением заморозков, когда на участках все убрано и садоводы разъезжаются по домам.

Еще несколько лет назад садовые воры были более разборчивы, брали только цветной металл, выискивали электронную технику. Сейчас же преступники не гнушаются и черным металлом, а вот старенький магнитофон могут и не взять вовсе - слишком трудно его сбыть. Еще одно модное поветрие садовых воров нового поколения - водопроводные краны и их крепления. Последние пару лет их крадут в массовом порядке. Оно и понятно: открутить легко, а вес кранов из дорогостоящего цветмета весьма солидный, это вам не ложки таскать.

Находятся умельцы, срезающие в садовых товариществах провода с электроопор. Но, к счастью, происходит это не слишком часто - может, оттого, что воры понимают опасность для жизни, либо их отпугивает длительность процедуры, которую приходится проводить на открытом пространстве.

Охрана по периметру

- Безопасность садов полностью зависит от председателя, - убежден Николай Протас. - Там, где глава товарищества болеет за свое дело, кражи - большая редкость. А в садах, руководитель которых лишь собирает деньги, порядка не жди.

Именно от председателя зависит, кто и как будет защищать участки от воров. Раньше в товариществах Южного Урала практиковались дежурства садоводов, когда по заранее утвержденному графику они собирались группами и совершали обход владений. Однако в последние годы такая форма охраны практически изжила себя. Современным огородникам гораздо удобнее заплатить небольшую сумму за профессиональную охрану и, не отвлекаясь, жарить шашлыки у себя на участке. Например, в саду "Авиатор­2" взнос за охрану составляет 120 рублей за сотку в год, то есть за четыре сотки садоводы платят 480 рублей.

Каждый председатель самостоятельно выбирает охранную структуру. Кто­то просто заключает типовой договор с частной конторой, согласно которому охранники в первую очередь отвечают за имущество садового товарищества: электрические провода, насосы, двигатели, склады и прочее. Часто оговаривается условие, чтобы сотрудники фирмы несли ответственность еще и за видимую с улицы сторону участков. Таким образом, если окно разбито с внешней стороны, то охранники в ответе за это, а если с внутренней, то нет. При таких условиях правление сада настойчиво рекомендует владельцам земли освободить внешнюю сторону участка от зарослей, чтобы весь периметр хорошо просматривался с улицы.

Председатели­энтузиасты, радеющие за свое дело, самостоятельно придумывают различные схемы охраны, оптимально оберегающие садовые хозяйства. В трех товариществах, расположенных по соседству: "Сигнал-­2", "Сигнал-­4" и "Трубо­прокатчик­-3", - долгое время происходили регулярные варварские налеты на садовые участки. Воры не просто крали металл и скарб огородников, они с вандалистским удовольствием рушили все на своем пути. Садоводы хватались за голову, но поделать ничего не могли, пока за дело не взялся председатель "Локомотива-­2". Он набрал молодых ребят из частной охранной структуры, которые начали наводить порядок. Соседние товарищества, заметив положительную тенденцию, также заключили с ними договор. После этого наступил полный порядок. Охранники, обнаружив вора, не пускаются за ним вдогонку, а по рации передают информацию своим коллегам в соседних садах, через которые лежит путь воров. Там преступников без лишней суеты задерживают.

В саду "Нефтяник" председатель организовал другую новаторскую схему охраны. Он выкупил четыре брошенных домика по периметру садового товарищества и разместил в них охранников. На каждого из бойцов получилось около 250 домиков. У каждого охранника собака и рация, поэтому в случае попытки вора скрыться по рации мгновенно передаются направление движения преступника, напарники выходят навстречу, и злодея буквально загоняют в ловушку. В этом товариществе есть премиальный фонд, который пополняется из взносов садоводов за охрану. В случае кражи из этого фонда возмещается ущерб, а в конце года отличившихся охранников премируют.

Самый плохой вариант - когда нерадивые руководители, стремясь побыстрее отчитаться перед садоводами за проделанную работу, набирают шпану, которая в лучшем случае ничего не охраняет, ночи напролет распивая горячительное. А в худшем - такие охранники сами "крышуют" садовых воров. Николай Протас с возмущением вспоминает случай в одном из товариществ в пригороде Челябинска. Там охранники сами лазили по домикам, причем делали это под прикрытием председателя сада. Когда все обнаружилось, оказалось, что таким образом они вывезли 17 машин металла, при этом председатель умудрился присвоить и часть денег, которые садоводы платили за охрану. Навар председателя составил 180 тысяч рублей, однако уголовное дело возбуждено не было. В милиции крайне неохотно идут на расследование садовых краж. Единственный способ разобраться с пойманным вором - дать пару тумаков, но главное - не перестараться, а то немудрено и самому под статью угодить.

Участковые устают и мерзнут

Оформление садовых краж и подготовка материалов для возбуждения уголовного дела входит в обязанности участковых милиционеров. В ГУВД не отрицают сложностей с "садовыми" делами.

- Уголовные дела по садовым кражам на самом деле возбуждаются крайне редко, - откровенно признался начальник отдела участковых уполномоченных милиции ГУВД области Артем Борченко. - Это объясняется многими объективными причинами. Во­первых, когда кражи совершаются зимой, их обнаруживают обычно через несколько недель, а то и вовсе весной, когда все следы уже давно заметены. Во­вторых, часто украденное в несколько раз дешевле, чем даже разбитое окно, и мы отказываем в возбуждении дела в связи с малозначительностью ущерба.

Существуют и внутренние ведомственные сложности. Штат участковых не укомплектован, многим сотрудникам приходится контролировать по две территории. Кроме того, основная их задача - работать в жилом секторе, а большинство садовых товариществ расположены на окраине городов или вовсе за их чертой, туда еще добраться надо. Особенно непросто это делать в зимние месяцы.

- Невозможно приставить к каждому саду по милиционеру, поэтому мы делаем акцент на профилактике садовых краж, - пояснил Артем Борченко. - Маршруты патрульно­постовой службы милиции составляются таким образом, чтобы их путь пролегал мимо садовых товариществ. Регулярно проводятся рейды по садам совместно с председателями. Под постоянным присмотром находятся пункты приема металла, расположенные рядом с садами.

Комментарий

Сергей Любимов, начальник отдела по надзору за процессуальной и оперативно-­розыскной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Челябинской области:

- Прокуратуры направляют письма в садовые товарищества с просьбой регулярно сообщать обо всех преступлениях, совершенных на их территории. Эта информация необходима для того, чтобы прокуроры городов и районов области могли выявлять неучтенные "садовые" преступления, а также проводить сверку с данными милиции на предмет регистрации заявлений граждан и принятия по ним законных и обоснованных процессуальных решений. В случае выявления нарушений со стороны сотрудников милиции, принимаются меры прокурорского реагирования к их устранению и наказанию виновных.