Вышла в свет книга известного журналиста Владимира Мукусева

Она должна быть читателю особенно интересна, поскольку самого автора в эфире давно уже не видно.

Его нередко называли "человеком-оркестром": он не только вел в прямом эфире программы, но и сам снимал их в качестве оператора, сам был режиссером. Стоит ли удивляться, что, потеряв контракты на телеканалах, он не сломался: сменил камеру на перо, выступал на газетных страницах строгим, а иногда и лихим критиком, защитил диссертацию по политологии, стал преподавать, занялся научной работой.

Я говорю о Владимире Мукусеве, талантливом тележурналисте, знаменитом "взглядовце", с именем которого многое связано в новейшей истории нашего ТВ. Это он был режиссером того телемоста между Ленинградом и США, где россиянка произнесла бессмертную фразу: "Секса у нас нет". Это он беседовал с руководителем "Ленкома" Марком Захаровым в прямом эфире одного из выпусков "Взгляда", когда прозвучало кощунственное по тем временам предложение вынести тело вождя из мавзолея. Это он, будучи народным депутатом РСФСР, отправился с риском для себя в тогдашнюю, раздираемую кровавыми конфликтами Югославию с расследованием судьбы двух пропавших тележурналистов Первого канала.

Не стану перечислять все мукусевские деяния - рассказы о них собраны под одной обложкой в только что вышедшей его книге "Разберемся..." Название это, позаимствованное автором у Высоцкого, не только на редкость точно выражает пафос всех его весьма несхожих между собой видов деятельности, но и, главное, передает неповторимость характера этого человека.

В самом деле, как нетрудно догадаться, в журналистику Мукусева привела именно эта его черта. В перестроечную пору, когда вся страна разбиралась со своим недавним прошлым, работа в "Веселых ребятах", "12-м этаже" и, наконец, во "Взгляде" стала вкладом молодого, романтически настроенного, верящего во всесилие телевизионного эфира журналиста в преобразования, происходившие в России.

Мукусев раньше других заметил, что легендарная к тому времени программа "Взгляд" стала незаметно для постороннего глаза меняться. И поставил точный диагноз происходящему: шальные деньги. Они пришли в виде рекламы, созданных при редакции коммерческих структур, других хитроумных способов "наварить бабки".

Обо всем этом Мукусев осмелился рассказать в интервью журналу "Огонек", самому популярному в те годы изданию. (Оно опубликовано в книге, как и многие другие документы.) Не знаю, отчего, видимо, из-за того, что журналист вынес сор из избы, его, одного из ключевых авторов "Взгляда", на спешно организованном собрании коллектива предали остракизму. Ему пришлось уйти не только из редакции, но и с канала.

Но телевизионное сообщество, столь привлекательное, когда оно предстает на сверкающих спецэффектами экранах, на самом деле злопамятно и мстительно. На прошедшей несколько недель назад, когда первые экземпляры "Разберемся..." уже поступили к читателям, церемонии вручения премий телеакадемии "ТЭФИ" высокое жюри решило отметить двадцатилетие "Взгляда". Во время вручения "взглядовцам" золотого Орфея были названы имена тридцати одного человека, так или иначе причастного к созданию программы-юбиляра. Фамилии Мукусева среди них не было.

Очень хотелось бы разобраться в случившемся с той мерой откровенности, которая присуща автору книги: назвав имена некоторых академиков, обозначив стоящие за их решением мотивы.