В Майкопе власти ремонтируют пенсионерам и многодетным семьям дома, обеспечивают стариков обедами

Ветеран войны 80-летний Василий Сотников теперь готов приглашать в свой дом на тихой майкопской улице всех соседей: с помощью муниципалитета ему удалось осуществить свою давнюю и заветную мечту - полностью заасфальтировать двор.

Двор получился на загляденье, да и цена немалая - больше 13 тысяч рублей, одиннадцать из которых выделила ветерану муниципальная казна.

Средств в муниципальном бюджете всегда не хватает, однако два года назад городские власти решили: в этой ситуации по-человечески верным станет решение о помощи и заботе о тех, кто в поддержке нуждается больше всего. Именно тогда в городе была создана специальная структура - управление адресных муниципальных программ. В управление пришли специалисты особого свойства - чуткие к нуждам и бедам обездоленных и нуждающихся. Они с первых дней взялись за изучение, разработку и внедрение в повседневную практику новых видов поддержки социально незащищенных слоев населения.

Впрочем, долго искать и размышлять им не пришлось. По данным территориального отдела Федеральной службы статистики, в Майкопе около 33 процентов горожан имеют доходы ниже прожиточного минимума, а это 57 тысяч человек, или 20 тысяч семей.

- Понятно, что бюджету муниципалитета помочь всем нуждающимся просто не по силам, - говорит руководитель управления адресных муниципальных программ Василий Парваткин. - А потому мы решили ограничить круг: в эту категорию прежде всего отнесли одиноко проживающих граждан пожилого возраста и малоимущих, многодетные и неполные семьи, а также матерей-одиночек. Возможности этих семей в увеличении семейного бюджета весьма ограничены. Таким образом, потенциальными получателями социальной помощи в Майкопе признаны более пяти тысяч семей.

Однако и здесь существует финансовое ограничение. По подсчетам специалистов, чтобы социальная помощь была действенной, ее размер должен быть не ниже трех четвертей прожиточного минимума. При стоимости минимального набора продуктов питания и услуг в 2500 рублей, бюджет муниципалитета ежегодно реально может помогать лишь 600 малоимущим семьям.

- Одинокие беспомощные люди особенно рады адресной социальной помощи в натуральном виде, - продолжает Василий Парваткин. - По причине физической слабости и материальной несостоятельности они уже не могут сами себе закупать продукты и готовить пищу, а потому обеспечение горячими обедами для них становится маленьким праздником. Для стариков, проживающих в квартирах и домах без коммунальных удобств, такими праздниками становятся так называемые банные дни: низкий уровень достатка не позволяет им оплатить банные услуги.

Еще одним видом адресной социальной помощи является проведение неотложного ремонта жилищ стариков и многодетных семей. Как считает Василий Парваткин, не помочь этим семьям - значит оставить их на произвол судьбы. Однако ежегодно такую поддержку муниципалитет может оказать лишь десяти семьям, так как средний размер выделяемых средств на ремонт квартиры или дома составляет 150 тысяч рублей.

Муниципалитет решил не останавливаться на достигнутом, а продвигаться в этом гуманном деле дальше. Собственно говоря, сама жизнь потребовала, чтобы в эту программу включили еще и приемные семьи. Сейчас разработчики трудятся над планами адресной поддержки, рассчитанной на три года вперед. Решено включить в программу и оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате происшествий техногенного характера - подтоплений, пожаров, других событий. Малоимущие многодетные семьи, в которых шесть и более детей, с будущего года станут получать ежемесячное муниципальное пособие в размере полутора тысяч рублей (сейчас платят по тысяче). А для популяризации института приемной семьи и повышения их материального благополучия решено платить из муниципального бюджета единовременное пособие в размере 1500 рублей на каждого приемного ребенка до 18 лет.

Комментарий

Александр Коваленко, заместитель главы администрации города Майкопа:

- С самого начала мы условились, что не будем "строить социального рая" на бумаге, а станем исходить из своих небогатых финансовых возможностей.

Программирование социальной деятельности придает ей открытый и, как сейчас говорят, прозрачный характер. Горожане видят, что все социальные услуги напрямую зависят от возможностей бюджета. Возьмем, к примеру, работу детских молочных кухонь. Сейчас городская казна может дать на этот вид социальной поддержки только около семи миллионов рублей в год. Соответственно, приходится ограничивать круг пользователей, на сегодня среди них только малыши из малоимущих и многодетных семей. Это касается и организации бесплатных школьных завтраков.

А вот жилищных сертификатов муниципалитет нынешнего состава выдал уже около 600. Мы считаем это своим достижением. Муниципалитет сейчас работает с республиканскими законодателями над тем, чтобы снизить порог затрат на оплату коммунальных услуг с 22 процентов от семейного бюджета до 20, чтобы существенно расширить круг горожан, получающих дотации. Это не только поможет им, снимет социальную напряженность, но и принесет средства в сферу ЖКХ. Надо заметить, что государство выделяет немало денег для социальной поддержки малоимущих граждан, а мы порой не можем их взять. К слову сказать, мы у себя в городе разработали очень простую методику, своеобразный шаблон, который позволяет горожанам очень быстро определять: могут ли они по своему уровню доходов рассчитывать на дотации.

Специалисты социальных служб города не стесняются и перенимать все хорошее, что появляется в этой сфере в других городах и регионах, учиться искусству социальной гармонии.