23.10.2007 01:00
    Поделиться

    Оперой "Кармен" в столице завершились гастроли Латвийской национальной оперы

    В столице завершились гастроли Латвийской национальной оперы
    Гастроли Латвийской национальной оперы в Москве, посвященные торжественному открытию сезона культуры Латвии в России, завершились оперой "Кармен" в постановке худрука театра Андрейса Жагарса. Практически москвичи увидели премьеру этого спектакля: в Риге он был впервые показан буквально накануне гастролей.

    К сожалению, главную героиню спектакля - примадонну театра Элину Гаранча, в расчете на которую ставилась "Кармен", - до Москвы не довезли. Певица, стремительно набирающая популярность в Европе, не смогла найти окно в графике своей зарубежной работы. Солистов рижского театра, "ликвидных" за рубежом, представлял великолепный тенор Александр Антоненко. Он уже сделал заметную европейскую карьеру и в следующем сезоне будет петь Отелло на Зальцбургском фестивале - самую сложную итальянскую теноровую партию на самом престижном музыкальном форуме мира.

    Его Хосе покоряет проникновенным тембром голоса, в котором сочетаются юношеская страсть, трогательная детская искренность и захватывающая энергетика. Он заставляет зал затаив дыхание сопереживать герою в запетой, казалось бы, арии с цветком и пугает убедительностью истерики Хосе в заключительной сцене.

    Достойным соперником героя и в вокальном, и в актерском отношении оказался Эгилс Силинс (Эскамильо), обладатель благородного баритона и спортивной внешности. Лиора Гродникайте (Кармен) не обладает мощным голосом. Но она как может компенсирует вокальные недостатки страстным драматическим интонированием и выразительной актерской игрой, благо возможностей для этого - хоть отбавляй.

    Главное в рижском спектакле - не вокал и не музыка Жоржа Бизе, то есть не собственно "Кармен". Главное - сам факт, что оперу поставил Андрейс Жагарс, бывший киноактер, затем бизнесмен и вот уже не первый год как хозяин и нынешний лидер театра. В его работе сочетаются энтузиазм и кипучая энергия неофита, недавно открывшего для себя новое увлекательное дело постановки опер, и нередкая для пришельцев из смежных театральных цехов невосприимчивость к самому понятию музыкальной драматургии.

    Главное достижение Жагарса - перенос места действия оперы на Кубу. Буклет снабжен солидной подборкой фотографий колоритных гаванских пейзажей, вдохновивших режиссера. Площадь первого акта в связи с этим превращается в пятачок перед ангарами. Таверна - в обшарпанную забегаловку. Сцена в горах переносится на набережную с фотоизображением гаванского пейзажа и ржавой советской автомашиной "Волга" на переднем плане. Заключительная сцена разыгрывается перед входом на стадион, где предполагается не коррида, а боксерский поединок. В финале Кармен, зарезанная героем, распластается по стене ограды с изображениями спортсменов и, бессильно сползая вниз, будет картинно размазывать по белой плоскости красную краску-кровь.

    Идея перенести действие на Кубу сама по себе не так уж и плоха, тем более что в труппе немало хористок со стройными фигурами, которым идут мини-юбки, а Гродникайте-Кармен выглядит чуть ли не супермоделью. Но беда в том, что содержательная часть "Кармен" состоит не в этой внешней мишуре, хоть испанской, хоть кубинской, а в предельно внятно выраженном музыкой противоборстве чувств и мыслей героев. Жагарс, увлеченный кубинскими впечатлениями, всего этого не слышит.

    Накануне открытия сезона латвийской культуры в России министр культуры Латвии Хелена Демакова сказала на пресс-конференции, что важно показать Латвию "обновленной, динамичной европейской страной с очень сильным современным искусством". Рижская опера, попытавшись выполнить это пожелание, не учла, что подобные переносы места действия классических произведений вошли в повседневный обиход мирового оперного театра лет эдак двадцать назад...

    Поделиться