23.10.2007 01:50
    Поделиться

    Послания минфина все-таки можно оспаривать в суде

    По всей вероятности, Минфин России, уничижительно отозвавшийся о собственных письмах в адрес налогоплательщиков в письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, для того чтобы избежать потока судебных исков против его писем, не до конца просчитал ситуацию. Удар был получен оттуда, откуда его вряд ли можно было ожидать - от налоговых органов. Свое отношение к Минфину России в свете происходящих событий ФНС России выразила в письме от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ (документ имеется в редакции).

    Итак, плохая новость для налогоплательщиков. Отныне ссылаться на позицию Минфина России, выраженную в том или ином его письме, споря с налоговыми органами, будет бессмысленно. ФНС России заявляет, что в свете разъяснений самого Минфина России эти письма для позиции налоговиков не имеют никакого значения. "Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

    Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области".

    А как же совместить это с нормой НК РФ, требующей от налоговых органов руководствоваться теми или иными письменными разъяснениями по вопросам налогового законодательства, данными Минфином России? Очень просто - налоговики будут исполнять только те указания, которые прямо адресованы ФНС России.

    Чем же тогда руководствоваться налоговым органам? Ответ в письме дан вполне обоснованный и разумный. Руководствоваться нужно арбитражной практикой. В отличие от писем Минфина России судебные решения подлежат безусловному исполнению.

    При этом ФНС России призывает своих подчиненных соблюдать разумную осторожность. Очевидно, что на налоговые органы отрезвляюще подействовала необходимость в случае проигрыша дела избегать "потерь бюджета, связанных с уплатой налоговыми органами процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст.79 НК РФ, а также расходов по оплате государственной пошлины".

    В принципе, все это довольно разумно. За исключением одной детали. В письме указано, что в случае принятия судами решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, направленные налогоплательщикам и содержащие позицию не в пользу налоговых органов, налоговикам нужно обжаловать такие решения либо заявлять о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Это пожелание ФНС России невыполнимо. Во-первых, письмо минфина никак не может быть основой для судебного решения. Согласно ст. 13 АПК РФ при вынесении решения суд должен руководствоваться исключительно нормативными актами, а не письменными разъяснениями.

    Во-вторых, даже если какой-то суд и вынес свое решение на основе письма Минфина России, то как можно назвать такое письмо "вновь открывшимся обстоятельством"? Ведь оно уже рассматривалось в материалах дела! Этого не допускает ст. 311 АПК РФ.

    Впрочем, не все так просто и с письмами Минфина России.

    С одной стороны, в определении ВАС РФ от 29.06.07 N 7526/07 о передаче дела N 15182/06 в Президиум Высшего Арбитражного суда РФ судьи пришли к выводу, что оспаривать в суде письма Минфина России нельзя. Аргументы просты:

    - письмо Минфина России содержит разъяснения налогового законодательства, которые никого ни к чему не обязывают;

    - налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков соблюдения содержащихся в оспариваемом письме разъяснений;

    - письма Минфина России не являются обязательными даже для налоговых органов.

    Но ведь немного ранее, а именно в решении ВАС РФ от 06.03.07 N 15182/06, судьи посчитали, что письмо Минфина России можно признать незаконным. Этим письмом была установлена правовая норма, обязательная для неопределенного круга лиц. Между тем, это признак нормативного правового акта, поэтому оспариваемое положение данного письма должно быть квалифицировано в качестве нормативного правового предписания.

    Так вот, Президиум ВАС РФ 9 октября 2007 года не поддержал позицию, высказанную в Определении, и оставил в силе решение ВАС РФ от 06.03.07 N 15182/06. Таким образом, получается, что оспаривать в суде письма Минфина России все-таки можно.

    www.palata-nk.ru

    Поделиться