Повышенное внимание налоговых органов к дополнительным доходам физических лиц приносит результаты. За семь месяцев этого года граждане доплатили в бюджет 2,4 миллиарда рублей подоходного налога, что в 2,7 раза больше, чем за весь 2006 год.
Эта сумма должна быть перечислена по декларациям, дополнительно сданным гражданами. Речь идет о россиянах, которые добровольно не отчитались о своих доходах перед налоговыми органами, хотя обязаны были это сделать.
Больше всего получено с доходов, полученных в результате совершения налогоплательщиками гражданско-правовых сделок, в том числе от продажи недвижимого и иного имущества - 1 146,6 миллиона рублей (в 2006 году - 332,4 миллиона рублей); от источников доходов (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), выявленных при проведении налоговых проверок, а также установленных на основании информации, поступающей в налоговые органы от различных организаций и граждан - 589,5 миллиона рублей (в 2006 году - 260,9 миллиона рублей); от реализации транспортных средств - 252,9 миллиона рублей (в 2006 году - 57,3 миллиона рублей); от налоговых агентов, сообщивших в налоговые органы о невозможности удержания НДФЛ - 149,9 миллиона рублей (в 2006 году - 86,4 миллиона рублей); от сдачи имущества в аренду или внаем - 169,1 миллиона рублей (в 2006 году -79,4 миллиона рублей).
За счет чего выросли сборы? В каких случаях может быть проведена выездная проверка против гражданина? Какие еще расходы, считавшиеся до сих пор неконтролируемыми, могут попасть под прицел налоговиков? На эти вопросы "Российская бизнес-газета" попросила ответить экспертов.
Екатерина Смирнова, налоговый юрист компании "Бейкер Тилли Русаудит":
- Факт увеличения доходов бюджета за счет увеличения собираемости налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) с граждан, совершивших гражданско-правовые сделки, связан с усилением работы налоговиков, использования ими различной информации, полученной в результате мероприятий налогового контроля, а также массированной пропагандой в отдельных регионах (большей частью в крупных городах) необходимости выполнения гражданами своих обязательств, связанных с декларированием доходов и уплатой НДФЛ.
Не последнюю роль в повышении собираемости этих налогов играет и негативный опыт неплательщиков, привлеченных к налоговой ответственности за неподачу соответствующих деклараций, неуплату налогов за прошедшие годы. Информация среди населения распространяется довольно быстро.
Необходимо отметить, что благодаря поправкам, внесенным в Налоговый кодекс с 2007 года налоговый орган теперь вправе проводить выездные проверки физических лиц по месту их жительства. В случае невозможности проведения таковой проверки по месту жительства налоговый орган вправе провести проверку и в месте нахождения налоговой инспекции. О способах проведения данной проверки пока много споров, но, тем не менее, у налоговых органов появилась законодательно подтвержденная возможность контроля за действиями налогоплательщиков - физических лиц уже по месту их жительства.
При вынесении решения по налоговой проверке налоговый орган вправе использовать как документы, объяснения, предоставленные самим налогоплательщиком, так и документы, свидетельские показания, полученные в ходе других контрольных мероприятий. Это же относится и к фиксации факта неуплаты налога на доходы физических лиц при сдаче внаем имущества гражданина. На сайте налоговых органов появились первые списки лиц, привлеченных к налоговой ответственности за неуплату налогов с доходов, полученных от сдачи внаем жилых помещений.
Таким образом, налицо ужесточение контроля за соблюдением и выполнением гражданами своих обязанностей по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в результате гражданско-правовых сделок (ст.228 НК РФ). При этом налогоплательщику-гражданину необходимо помнить, что налоговые органы, при отказе граждан уплатить соответствующую сумму налога, пени, штрафа, вправе взыскать с него неуплаченные суммы, в том числе за счет имущества налогоплательщика, только в судебном порядке (ст.48 НК РФ).
Однако, до полной собираемости налога на доходы физических лиц, полученные в результате гражданско-правовых сделок (в том числе от продажи, сдачи в аренду (найм) имущества, заключении договоров подряда, услуг), еще очень далеко. Причинами тому является низкий уровень правовой грамотности населения, недостаточная пропаганда в регионах и довольно сложная для понимания простого обывателя система декларирования доходов. Большая часть населения не сдает декларации не из-за желания обмануть государство, а из-за элементарного незнания действующих норм законодательства о налогах и сборах.
Попробуйте прочитать инструкцию по заполнению декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), самостоятельно заполнить саму декларацию. Если вы являетесь бухгалтером, юристом, экономистом, то, скорее всего, разберетесь, как заполнять декларацию, какие сдавать документы, а вот у простого шофера или пенсионерки скорее всего при заполнении декларации возникнут проблемы. Услуги же по заполнению налоговых деклараций пока предоставляют немногие организации.
Не в пользу уплаты налога и бесконечные очереди в налоговых инспекциях для желающих сдать декларацию. Парадокс заключается в том, что люди, желающие уплатить налоги, отдать свои деньги в бюджет, даже в этом испытывают неудобства.
Необходимо отметить, что налоговые органы пытаются исправить указанные недостатки, размещают на сайтах соответствующую информацию, стараются вести разъяснительную работу, упростить систему декларирования доходов. Дело движется, но не очень быстро.
Гражданам не следует обольщаться относительно того, что налоговой инспекции не известны сведения о совершения ими сделок. Сведения о крупных сделках (продажи недвижимого имущества, транспортных средств, дорогостоящего имущества) становятся известными налоговым органам по сообщениям регистрирующих органов (регистрационные палаты, ГИБДД и пр.), нотариусов, других сторон по сделкам. Кроме того, при заключении каких либо иных гражданско-правовых сделок (например, сдачи в аренду транспортных средств, процентных договоров займа, договоров подряда и проч.) следует исходить из того, что контрагенты налогоплательщика по данным сделкам также могут попасть под налоговый контроль и информация о сделке может быть известной налоговым органам.
Вообще каждому гражданину в целях налогового контроля рекомендуется хранить все документы по проводимым сделкам не менее 4 лет. Это правило должно стать нормой поведения налогоплательщика.
Виталий Семенихин, заместитель генерального директорА BKR-Интерком-Аудит:
- Основной причиной увеличения собираемости налогов стала разъяснительная работа, в первую очередь, связанная с проводящейся налоговой амнистией. Важным фактором, повлиявшим на увеличение собираемости налогов с доходов от реализации недвижимости, стало большее понимание налогоплательщиками современного законодательства, в том числе связанного с имущественными налоговыми вычетами по реализации и приобретению недвижимости. Налогоплательщики стали одновременно декларировать и освобождать из-под налогообложения свои доходы.
В соответствии со статьей 89 НК РФ выездная налоговая проверка может быть проведена в отношении любого физического лица, в том числе и не являющегося индивидуальным предпринимателем. Проверка проводится по месту жительства физического лица, а если оно не может предоставить помещение для проведения проверки, то в помещениях налогового органа. Налоговые органы могу проводить осмотр помещений, занимаемых физическим лицом, а также выемку документов. Однако в соответствии со статьей 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.
Есть ли смысл вместо уплаты налога при подаче декларации воспользоваться налоговой амнистией? Безусловно, амнистия распространяется на прошлые налоговые периоды, и в данных периодах она может быть выгоднее. На текущий период налоговая амнистия не распространяется, соответственно надо просто правильно платить налоги.
Если же говорить о том, какие категории налогоплательщиков могут оказаться под ударом, то самое большое опасение у меня вызывает законодательная неопределенность такого понятия, как предпринимательская деятельность. Ведь под определение "регулярная деятельность по получению доходов" подпадает, например, и деятельность арендодателей квартир, и деятельность по оказанию консультационных услуг на основе договора. Если доход от данной деятельности превысит 250 000 рублей, то может наступить ответственность по статье 171 Уголовного кодекса РФ за предпринимательскую деятельность без регистрации, и тут никакая налоговая амнистия не поможет.