Новости

23.10.2007 03:00
Рубрика: Экономика

Под бюджетным навесом

В IV квартале 2007 года исполнение расходов бюджета составит 1,9 триллиона рублей

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) подготовил аналитическую записку по итогам исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2007 года. В исследовании отмечается, что доходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2007 года составили 22,2 процента ВВП, что несколько меньше соответствующего показателя за девять месяцев прошлого года, однако практически соответствует утвержденному законом годовому уровню - 22,3 процента ВВП. Эксперты ЦМАКП указывают, что поступившие в бюджет доходы полностью совпадают с уточненной бюджетной росписью на 9 месяцев (100,2 процента), но в условиях постоянного роста цен на нефть они должны были бы превысить запланированный уровень.

Расходы федерального бюджета достигли 15,2 процента ВВП, что выше уровня прошлого года (14,9 процента ВВП), но существенно ниже запланированной величины.

Наиболее значительными расходами федерального бюджета являются межбюджетные трансферты. Их величина составила 6,0 процента ВВП, что значительно больше соответствующего показателя прошлого года. По сравнению с 2006 годом выросли расходы на национальную оборону, национальную экономику и образование. Среди приоритетов бюджета можно также выделить расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Профицит федерального бюджета за январь-сентябрь 2007 года составил 7,0 процента ВВП. По мнению ЦМАКП, это очень значительная величина, учитывая, что по закону о бюджете запланированный уровень профицита на конец года должен составить 4,2 процента.

Таким образом, отмечает ЦМАКП, в бюджетной сфере наблюдаются две противоположные тенденции:

- с одной стороны, поступление доходов в федеральный бюджет полностью соответствует запланированному уровню;

- с другой стороны, налицо существенное отставание в исполнении заданий по государственным расходам.

С точки зрения равномерности осуществления расходов, текущий год не стал, к сожалению, исключением из тенденции, сложившейся в последние пять-шесть лет: существенного отставания кассового исполнения расходов от запланированных объемов.

По итогам девяти месяцев кассовое исполнение непроцентных расходов составило 63,5 процента от годовых объемов, утвержденных законом о федеральном бюджете, и всего 83,4 процента от уточненной бюджетной росписи за 9 месяцев. При этом финансирование непроцентных расходов согласно росписи достигло 95,0 процента. В значительной степени это связано с неперечислением ведомствами-распорядителями бюджетных средств бюджетополучателям уже профинансированных Федеральным казначейством ресурсов. Это проявляется в росте разрыва межу профинансированными расходами и их кассовым исполнением (перечислением бюджетополучателям).

Эксперты ЦМАКП отмечают, что низкое кассовое исполнение бюджетных проектировок не может быть объяснено нехваткой денежных ресурсов, так как поступление доходов в федеральный бюджет превышает запланированные расходы.

Причинами сложившейся ситуации скорее может являться слабое бюджетное администрирование, из года в год ведущее к срыву заключения и соответственно исполнения договоров на поставки продукции (работ, услуг) для федеральных нужд. И к лихорадочному перечислению средств бюджетополучателям в конце года.

В развитии данной тенденции ЦМАКП ожидает переноса существенной части государственных расходов на четвертый квартал, что приведет к масштабному сбросу остатков со счетов федерального бюджета - с соответствующими инфляционными последствиями. Так, для того чтобы обеспечить выход на утвержденные законом о бюджете параметры по непроцентным расходам, в четвертом квартале их исполнение должно составить примерно 1,9 триллиона рублей - то есть ежемесячно должны исполняться примерно полтора "обычных" месячных объема непроцентных расходов.

 

Экономика Казна Федеральный бюджет