Напомним, законопроект "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" изначально готовил минэкономразвития. Задача была такая: во-первых, отчасти восстановить справедливость в отношении работников так называемых "средних" возрастов (родившиеся с 1953-го по1966 годы), которых исключили из накопительной системы; во-вторых, найти формулу для "опережающих" накоплений, которые помогли бы "подтянуть" размер пенсий для людей предпенсионного возраста. Наконец третья, более стратегическая, но не менее важная цель была - ввести в дополнение к обязательным платежам в государственную пенсионную систему (их делает работодатель с фонда оплаты труда) платежи с личных заработков, чтобы повысить ответственность граждан за свой уровень доходов в старости. Чтобы подтолкнуть их самостоятельно использовать различные финансовые инструменты для накопления. Одним словом, "молчунов" надо было "разговорить".
Но чтобы "заманить" людей делать дополнительные пенсионные взносы, их нужно было заинтересовать. Причем не эфемерными посулами, а конкретно и осязаемо. Прямо в духе популярной героини из всем известного фильма, которая говорила: "Не учите меня жить, лучше помогите материально". Законопроект потому и писался так долго и с трудом, что в правительстве не было единого взгляда, как это лучше сделать.
Минэкономразвития предлагал "записать" в дополнительное накопление всех работников разом, высчитывая из их зарплаты по 3 процента и направляя на накопление. Причем инвестировать всю эту денежную массу должна была не государственная управляющая компания, а "пул" отобранных по конкурсу частных УК (если от самого плательщика не поступило бы иного указания). Минздравсоцразвития, в свою очередь, резко возражал. "Молчуны", оставившие свои накопления в ведении государства, по мнению специалистов этого министерства, действовали вполне осознанно. Поэтому, во-первых, участие в дополнительном накоплении должно быть действительно добровольным (то есть человек должен заявить о своем намерении письменно), а во-вторых, если уж работник пошел на то, чтобы отдать дополнительные деньги, он сам обязательно назовет и вариант их инвестирования (та же госкомпания, или частная УК, или НПФ).
Весной свое веское слово сказал президент, в обращении к Федеральному Собранию четко сформулировав принцип "1000+1000" (то есть к тысяче рублей, внесенных работником, столько же добавит государство), и, во-вторых, еще раз подчеркнув, что речь идет о строго добровольной схеме.
Наконец противоречия удалось снять, министерства согласовали текст законопроекта, а - для скорости рассмотрения - в Госдуму его внесли сами депутаты.
Итак, что дает новый закон будущему пенсионеру? Возможность через работодателя (или самостоятельно) вносить со своей зарплаты не менее 2 тысяч рублей в год в Пенсионный фонд на специальный накопительный счет. Делаться это будет строго по заявлению - никаких несогласованных вычетов из зарплаты никому не грозит.
В конце года, просуммировав все платежи, Пенсионный фонд подводит итог и делает запрос на объем государственной "доплаты" к внесенным работниками деньгам. Фонд будущих поколений добавляет свою половину (но не больше 10 тысяч рублей на одного работника в год). После чего все средства инвестируются по письменному указанию работника.
Таким образом, к накопительной системе получают доступ все - и "предпенсионники", и "средние возраста", и молодежь, которая в принципе сейчас уже копит, но может дополнить обязательные накопления теперь еще и добровольными.
Более того, особые преференции законопроект дает работающим пенсионерам: если человек на время откладывает получение пенсии, то все это время сделанные им отчисления государство дополняет в тройном размере (но не более 30 тысяч рублей в год).
Предполагается, что закон вступит в силу уже летом 2008 года, и у каждого из нас будет несколько лет (до 2013 года), чтобы решить - участвовать в добровольной модели или нет.
Любопытно, что внесение законопроекта практически совпало по времени с рассмотрением в Конституционном суде дела по жалобе граждан, исключенных законодателями из накопительной пенсионной системы (те самые "средние возраста"). Решение КС станет известно через месяц. Однако если нынешний законопроект будет принят, повод для обращения в суд отпадет сам собой.