Напомним, что еще и месяца не прошло с того времени, как 26 сентября прогноз минэкономразвития по промышленности на 2007 год был пересмотрен с 5,2 процента до 6 процентов прироста. Отметим, что пересмотр этого динамического ряда осуществлен в ценах 2006 года, по которым прирост промышленного производства в 2006 году составлял 4,4 процента. Однако сейчас Росстат официально ведет динамический ряд промышленного производства на основе цен 2002 года с упоминавшейся динамикой прошлогоднего производства 3,9 процента. Пересмотренный же ориентир минэкономразвития по этому ряду на 2007 год достиг уже 7,4 процента. То есть если взять сопоставимые отчетные данные за январь-сентябрь, когда Росстат зафиксировал прирост производства в 6,6 процента, то становится понятным, что "добрать" в IV квартале недостающие 0,8 процента на нисходящем тренде уже вряд ли удастся. Вывод напрашивается сам собой: после скачка инфляции, который привел к отказу от 8-, затем 9-, а теперь уже и 10-процентного ориентира роста цен на 2007 год, второй жертвой несбывшихся прогнозов минэкономразвития пала динамика промышленного производства.
Разумеется, как и в случае с индексом потребительских цен, и здесь найдутся объяснения. Правда, первый популярный тезис об эффекте "низкой базы" придется отложить, поскольку индустриальная динамика в сентябре и IV квартале 2006 года также была далеко не блестящей.
Не выдерживает серьезной критики и сезонно-календарный фактор. Во-первых, в сентябре все-таки заканчивается сезон массовых отпусков. Во-вторых, именно на сентябрь предприятия традиционно пытаются сформировать больший объем портфеля заказов, чтобы соответствовать тенденциям осенне-зимнего потребительского спроса. Наконец, в-третьих, сентябрьские неполадки в промышленности ранее показали и данные нескольких конъюнктурных опросов, объективно гораздо менее чувствительных и к сезонному, и к календарному факторам.
Тезис о влиянии мирового кризиса ликвидности также придется отвергнуть. Проблемы некоторых российских банков удалось достаточно быстро локализовать даже без особых усилий со стороны Банка России. Отечественная промышленность к тому же традиционно не очень сильно зависит от банковских кредитов, больше полагаясь на собственные средства и привлечение небанковских инвестиций. Также пока не зафиксировано ни серьезных ограничений спроса, ни столь же резкого усиления конкуренции импорта. Хотя импорт из дальнего зарубежья и увеличился в январе-сентябре 2007 года на 48 процентов, соответствующие показатели нарастающего итога за предыдущие месяцы года были на 2 процента выше. Конечно, усиления конкуренции отечественным производителям избежать не удастся, но пик проблем придется, по всей видимости, даже не на 2008 год, а на 2009-2010 годы.
Помимо этого отметим, что существенное падение темпов роста промышленного производства в августе-сентябре пока не сказалось ни на занятости, ни на уровне загрузки производственных мощностей. Впрочем, это, похоже, историческая традиция российских предприятий: пытаться до последнего сохранить кадры и в то же время не ввязываться в дорогостоящую модернизацию и замену оборудования - проще построить новый завод.
Официальные эксперты оптимизма пока не теряют. "Темпы роста промышленного производства, безусловно, вызывают беспокойство, особенно в связи с амбициозными планами развития", - отмечает директор департамента макроэкономического прогнозирования минэкономразвития Андрей Клепач. Но, по его словам, говорить о замедлении роста промышленности в сентябре нельзя. "Снижение темпов роста остановлено", - заверяет Клепач.
По всей видимости, судить об этой остановке можно будет лишь в IV квартале 2007 года, и шансов на нее, как уже отмечалось, отнюдь не так много. Факт неустойчивости промышленного роста налицо: если в августе-сентябре резко затормозили добыча нефти, машиностроение и промышленность строительных материалов, то в ближайшие полгода или по крайней мере до конца 2007 года бум новых заказов этим отраслям не грозит. Дополнительные 640 миллиардов рублей капитализации институтов развития прежде всего помогут улучшить пассивы банковской системы и лишь в лучшем случае через год-два трансформируются в реальные инвестиции. Вливание же бюджетных средств в экономику в конце года в объеме 1,9 триллиона рублей поддержит прежде всего потребительский спрос, торговлю и тот же импорт. Для российской же промышленности это, наоборот, может обернуться ухудшением условий реализации.
Наиболее вероятным представляется сценарий, при котором высокие темпы динамики промышленности мы увидим не раньше весны 2008 года - если будет сформирован агрессивный госзаказ и будут продолжены столь же агрессивные инвестиционные программы естественных монополий и модернизации инфраструктуры.