Во вторник в Москву прибывает член Европейской Комиссии, курирующий вопросы энергетики, Андрис Пиебалгс. Он примет участие в Международной Энергетической Неделе - "Московском энергетическом диалоге". Накануне визита Пиебалгс дал эксклюзивное интервью "Российской газете".
Российская газета : Готов ли Евросоюз пойти на компромисс с Россией и изменить ряд пунктов Энергетической Хартии с тем, чтобы убедить Россию ратифицировать ее?
Андрис Пиебалгс : Мы верим в то, что инвестиционный климат в России значительно улучшится, если ваша страна ратифицирует Договор к Энергетической Хартии. По мнению представителей России, этот документ необходимо обновить, и мы готовы более детально изучить эти предложения. Однако сомневаемся, что данные вопросы настолько значительны, что их нельзя решить другим путем. Считаем, что модификация Договора к Энергетической Хартии станет трудным процессом с не до конца ясным результатом, поскольку на этот шаг нужно будет получить согласие всех участников Договора.
РГ : Как вы относитесь к требованию России о предоставлении ей тех же прав на территории Евросоюза, которые требует для себя ЕС от третьих стран в вопросах добычи и транспортировки нефти и газа?
Пиебалгс : Энергетический рынок ЕС - один из самых открытых в мире. Мы активно стремимся создать единое "игровое поле", когда российские компании в ЕС и европейские компании в России могли бы иметь сопоставимые права на территории друг друга в сферах производства и транспортировки нефти и газа. Это означает отсутствие дискриминации в доступе к энергетическим рынкам, сетям и ресурсам, а также возможности для инвестиций в энергетику.
Мы в ЕС обеспокоены новым законом, разрабатываемым в России, ограничивающим иностранные инвестиции в стратегические сектора. Кроме того, в последнее время я часто слышу об обеспокоенности Москвы, вызванной нашим предложением о "разукрупнении" газовых сетей, несмотря на то, что его планируется применять к любой компании - неважно, из ЕС ли она или же из третьей страны.
РГ : Не так давно ЕС одобрил строительства газопровода "Норд-стрим". Какую роль этот проект сыграет в обеспечении Европы энергоносителями?
Пиебалгс : Проект "Норд-стрим" включен, наряду со многими другими, в список так называемых "проектов европейского интереса" в рамках программы Трансъевропейских энергетических сетей. Этот проект сейчас разрабатывается: проводится оценка его потенциального влияния на окружающую среду, ведутся исследования рынка, а окончательное одобрение проекта должно быть дано всеми заинтересованными сторонами. Нужно отметить, что в ближайшие несколько лет потребление газа в ЕС значительно возрастет, в то время как внутреннее его производство снизится. Поэтому необходимы новые газопроводы, как предложенный в рамках проекта "Норд-стрим".
РГ : Ряд стран Евросоюза выражает озабоченность своей увеличивающейся энергозависимостью от России и стремится наладить поставки нефти и газа из других государств. Разделяете ли вы данную позицию?
Пиебалгс : Россия является ключевым партнером Европейского Союза в сфере энергетики, и для того, чтобы развивать наше сотрудничество с Российской Федерацией, в 2000 году мы начали Энергетический диалог ЕС-Россия. Однако фундаментальным элементом обеспечения надежности поставок является диверсификация поставщиков и маршрутов поставок.
Сейчас ЕС импортирует половину энергии, которую потребляет. Ввиду истощения внутренних запасов нефти и газа, а также растущего спроса на энергоносители прогнозируется, что при обычном развитии ситуации к 2030 году мы будем импортировать примерно две трети требуемой энергии. Европейская Комиссия выступила с инициативой развития эффективного использования энергии, с тем чтобы к 2020 году снизить потребление энергии на 20 процентов. Еще одна инициатива - увеличение удельной доли возобновляемых источников энергии в структуре энергоснабжения. Цель - достижение к 2020 году ситуации, когда 20 процентов всей потребляемой энергии будет производиться на основе возобновляемых источников.